APPLICATION OF AUTOMATIZED INFORMATION SYSTEM OF DATA COLLECTION BY SUPERVISORY AUTHORITIES OF THE EMERGENCY MINISTRY OF RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this work the questionnaire survey of supervisory activities personnel has been carried out and the questions of using the automatized information system of collecting data in supervisory activities management has been considered, which allows improving the work of supervisory authorities, orienting it on solving problems, on identifying opportunities, drawbacks, neck stages in the process of collecting and processing information and decision-making.

Keywords:
inspector, management, fire security, supervisory activities, information systems, methodology, organization
Text
Text (PDF): Read Download

Введение. Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в области гражданской обороны и пожарной безопасности осуществляется в соответствии с задачами, возложенную на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по гражданской обороне, пожарной безопасности, по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения [1].

Органам государственного надзора являются Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и его территориальные органы [2].

Единая система надзора в области ПБ, ГО и ЗНиТ от чрезвычайных ситуаций созданная в МЧС России с целью наиболее эффективной защиты интересов личности, общества и государства от пожаров, чрезвычайных ситуаций, а так же опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В единую систему надзоров МЧС России включены [3]:

–   Государственный пожарный надзор;

–   Государственный надзор в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

–   Государственный надзор в области гражданской обороны;

–   Экспертные структуры.

Основными принципами деятельности указанных органов являются:

–   главенство законности при исполнении возложенных обязанностей и реализации предоставленных прав;

–   доступность информации и гласность при отсутствии надзорной деятельности;

–   уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

–   единоначалие, подчинение нижестоящих надзорных органов вышестоящим.

Предметом надзора в области Гражданской Обороны (ГО), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЗНТЧС) и пожарной безопасности является соблюдения на объектах надзора специальных условий (правил) в указанных объектах надзора.

Методология. При работе были использованы методы анализа и обобщения результатов ранее выполненных научных исследований в области системного анализа и информационных технологий.

Основная часть. Системный подход – это, прежде всего, общенаучный метод анализа всех факторов, кроме того, данный подход, представляет возможным использования идей в интеграции методов и приемов, сопряженных с принятием решений, направленных на реорганизацию процесса надзорной деятельности сотрудниками ГПС МЧС России.

Основой применения системного подхода, по мнению многих исследователей, могут стать следующие концептуальные положения:

- профессиональная деятельность сотрудника надзорных органов МЧС носит системный, системообразующим элементом которой является цель;

- структуру профессиональной деятельности составляют следующие элементы: мотив, потребность, цель, действие, условия деятельности, контроль и коррекция;

- процесс профессионального становления сотрудника надзорных органов МЧС образует структура обучающей деятельности как единство двух противоположных видов деятельности;

- системный подход правомерно следует трактовать именно как системный, то есть интегративно-конвергенцианальный, который представляет собой систему подходов [4];

- системный подход базируется на общей теории систем как способ мышления по отношению к организации и управлению, как специфический подход к изучению объектов, явлений и процессов большой степени сложности, в которой реализуются принципы целостного рассмотрения явления и процессов во всей сложности, взаимосвязи и взаимообусловленности их развития.

Это позволяет провести, комплексный всесторонний анализ состояния системы (организации) и её соответствие обстановки. При этом, исходя из содержания системы (организации) как совокупности функционально связанных элементов (подразделений), определяющих характер её деятельности, наиболее часто системный подход комплексируется с процессным и ситуационными подходами.

В настоящее время в большинстве случаев системный подход считается универсальной методологией исследования. Он получил широкое распространение в современной  теории и практике управления организацией [5].

 Авторами было проведено анкетирование сотрудников надзорной деятельности по вопросам оказания влияния деятельности надзорных органов внутри системы и воздействие (взаимодействие) с внешней средой, а так же использование специального программного обеспечения СПО ИАП в работе сотрудников.

Результаты анкетирования показали что, в связи с автоматизацией систем управления необходимо проводить дополнительное обучение сотрудников надзорной деятельности по работе с данной программой. Опрос об упрощении функций надзора с помощью автоматизированного специального программного обеспечения исполнения административных процедур (СПО ИАП) [6] показал, что 50 % сотрудников согласились с упрощением исполнения функций, 25 % указали на то что данное программное обеспечение не упрощает исполнение функций и 25 % - указали на то, что создаёт дополнительные трудности. Для решения данного вопроса в первую очередь необходимо  обратить внимание на техническое оснащение структурных подразделений надзорной деятельности и обеспечение их безопасным интернетом (интранет).

     Специальное программное обеспечение СПО ИАП является подсистемой единой системы сбора и анализа информации о состоянии безопасности на объектах защиты по результатам надзорной деятельности органов государственного надзора МЧС на территории Российской Федерации – Межведомственной Системы « АИС ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНСПЕКТОР МЧС». СПО ИАП устанавливается на территориальном и субъектовом уровнях Системы «АИС ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНСПЕКТОР МЧС» в едином информационном пространстве органов государственного надзора МЧС России. Система WEB приложение «ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНСПЕКТОР МЧС» в едином информационном пространстве органов государственного надзора МЧС России на федеральном уровне.

СПО ИАП   предназначена для  ведения базы данных (БД) электронных контрольно наблюдательных дел (ЭКНД) объектов надзора территориальных подразделений ОНД субъектов РФ, планирования деятельности ОНД, исполнения административных процедур (далее - АП ГПН) по осуществлению Федерального надзора пожарной безопасности (далее – ГПН), государственных надзоров гражданской обороны (далее – ГНГО) и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (далее – ГНЗНТЧС).  Автоматически формируются электронные журналы Административных регламентов ГПН, ГНГО и ГНЗНТЧС: «Журнал учета проверок», «Журнал учета объектов надзора» и статистические и аналитические отчеты по надзорной деятельности инспекторского состава ОНД в области ГПН, ГНГО и ГНЗНТЧС.

В программе СПО ИАП  инспекторский состав ОНД ведет БД ЭКНД объектов надзора, которые закреплены за ОНД. Инспектора отмечают где, когда и какие мероприятия по контролю проведены, какие недостатки были выявлены и какие меры профилактики предприняты, как выполняются ранее выписанные предписания, какие Административные процедуры были проведены органами ОНД. По результатам проверок ГИ формируют карточки основных данных безопасности объекта надзора, какие средства противопожарной защиты установлены или должны быть установлены на объекте, вводят информацию о состоянии защитных сооружений ГО, имуществе ГО.

Выходные документы – стандартизированы и используют для формирования текстовой редактор MsWord и MsExsel, со всеми их возможностями. Процессы подготовки выходных документов СПО ИАП максимально автоматизированы, используют информационно-справочную систему нормативных документов по пожарной безопасности НСИС (ВНИИПО), программно-аппаратный комплекс ПАК ГПН и модуль СПО ИАП «Библиотека нормативных документов ГО и ЧС.

Автоматически формируются электронные журналы Административного регламента «Журнал учета мероприятий по надзору», «Журнал учета объектов надзора».

В результате ведения БД СПО ИАП программа сформирует разработанные статистические формы за указанный промежуток времени, по выбранным видам объектов Надзора  и по всем видам надзорно-профилактической деятельности  ОНД субъекта.

СПО ИАП выполняет функцию универсальной расширяемой и масштабируемой серверной платформы, обеспечивающей работу логической структуры органов надзорной деятельности субъекта на базе СПО, а также решение задач, поставленных перед ОГН МЧС субъектового уровня.

СПО ИАП обеспечивает функциональные возможности:

- СПО разработано для использования в сетевом и автономном исполнении.

- СПО содержит настройки, которые позволяют идентифицировать базы данных, созданные органом управления НД субъекта, территориальными отделами (отделениями) ОНД субъекта. 

-  Доступ к базам данных авторизован, каждое должностное лицо должно иметь свой пароль и соответствующий уровень доступа. Группы прав доступа будут организованы в программе при формировании справочников подразделений ОНД, с данными о инспекторском составе.

- СПО содержит функции по слиянию БД ОНД территориального уровня в БД ОНД вышестоящих уровней и УНД субъекта и просмотра информации за субъект в целом.

- СПО содержит функции по слиянию БД УНД субъекта в сводную БД СПО ИАП Системы «Электронный инспектор» федерального уровня.

СПО ИАП  обеспечивает выполнение следующих основных функций:

- Ведение баз данных об объектах управления, с которыми работает СПО, в том числе ведение БД: территориальных органов государственного надзора субъекта РФ и СП ФПС, должностных лиц ОНД и уровня доступа их к СПО.

-Ведение БД территориальных справочников: адресов, юридических организаций ЮЛ и Индивидуальных предпринимателях ИП.

-Поддержка актуальности территориальных справочников подсистемы: адресов, муниципальных образований, фирм, имеющих лицензии на выполнение работ в области пожарной безопасности.

-Формирование справочника СПО Государственных реестров юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП), в том числе с возможностью импорта данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, получаемых из ИФНС РФ в формате XML файлов.

-Ведение БД электронных контрольно-наблюдательных дел объектов надзора (далее – ЭКНД), состоящих на учете органов государственного надзора территориальных подразделении ОНД МЧС субъекта и СУ ФПС, включая данные об арендаторах и подобъектах, сооружениях ГО.

-Ведение БД паспортов комплексной безопасности (ПКБ) объектов социальной защиты, здравоохранения и образования (далее Модуль ПКБ), в том числе с возможностью обмена информацией с «Автоматизированной системой оперативного формирования отчетности и генерации новых отчетных форм» Минздравсоцразвития России (реализация 2012г.).

-Ведение БД административных процедур по осуществлению ГПН на объектах надзора в ОНД МЧС субъектов, и оформление результатов проверок объектов защиты и принятия мер по результатам проверок.

-Ведение БД административных процедур по осуществлению ГНГО на объектах надзора, в том числе сооружениях ГО, в ОНД МЧС субъектов, и оформление результатов проверок объектов защиты и принятия мер по результатам проверок.

-Ведение БД административных процедур по осуществлению ГНЗНТЧС на объектах надзора в ОНД МЧС субъектов, и оформление результатов проверок объектов защиты и принятия мер по результатам проверок.

-Функции индивидуальной настройки шаблонов форм выходных документов ГПН, ГНГО и ГНЗНТЧС на уровне субъекта РФ, ОНД и инспектора, в связи с различием оформления документов в различных субъектах РФ.

-Ведение БД планирования проверок: перспективного (5 лет), ежегодного и ежемесячного.

-Ведение БД показателей надзорной деятельности по ГПН, ГНГО и ГНЗНТЧС ОГН МЧС России.

-Формирование аналитических отчетов (таблиц, графиков, диаграмм) по проверкам на объектах надзора по заданным параметрам, позволяющим отображать динамику изменения количества проверок выбранной категории, для выбранных административно-территориальных образований, за выбранный период времени (в том числе в сравнении с другими периодами), позволяющих производить оценку безопасности объектов надзора в области ПБ, ГО и ЗНТЧС на территории административно-территориальных образований.

-Функции формирования статистических форм отчетности, включающее в себя, в том числе:

- формы 1,3 - ГПН, 10,11,12 - ГОЧС, разработанные в соответствии с Приказами МЧС России 22.03.2011 г. № 133 «Об утверждении форм статистической отчетности по осуществлению государственных надзоров в сфере деятельности МЧС России»;

- форму статистического контроля «1-контроль», в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации от 27.09.2010 г. № 331 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

- Функции передачи и объединения БД ОГН МЧС с нижестоящих уровней в базы данных вышестоящих уровней, от территориального до федерального уровня системы «Электронный инспектор».

- Функции предоставления справочной информации по функционированию подсистемы - электронный интерактивный комплекс для  помощи пользователям «Руководство пользователя для информационной поддержки по работе с СПО ИАП.

Так же значительное внимание следует уделить образованию сотрудников. Из опроса видно что 20 % сотрудников имеют средне-техническое специальное образование (учебное заведение МЧС); 2 % – средне-техническое другого учреждения; 34 % – высшее специальное (учебное заведение МЧС); 44 % – высшее другого профиля. Стимулирование сотрудников для получения специального образования в высших учебных заведениях МЧС поможет решить проблему оснащения учащимися, что так же в будущем способствует укомплектованности структурных  подразделений высококлассными специалистами [7].

Выводы. Для эффективного функционирования управления надзорной деятельности необходимо переработать ряд документов, регламентирующих её деятельность и внедрить их в практику.

Следует особо отметить, что роль методологии при системном подходе сводится к максимально точной формулировке задачи на каждом этапе и к подбору на каждом этапе метода, в наибольшей степени соответствующего существу постановки задачи.

Применение автоматизированных информационной системы сбора и обработки информации позволить улучшить работу надзорных органов МЧС России.

References

1. Radouckiy V.Yu., Litvin M.V., Severin N.N. Organizaciya gosudarstvennogo nadzora v oblasti grazhdanskoy oborony, zaschity naseleniya i territoriy ot chrezvychaynyh situaciy i pozharnoy bezopasnosti: uchebnoe posobie. Belgorod: BGTU, 2011. 169s.

2. Severin N.N., Radouckiy V.Yu., Kovaleva E.G., Litvin M.V. Obschaya harakteristika sistemy professional'noy podgotovki sotrudnikov GPS MChS Rossii // Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta im. V.G. Shuhova. 2011. №2. S.179-183.

3. Semikov V.L., Ryazanov V.A., Sobolev N.N., Lomaeva T.A., Lomaev E.N., Izmaylov R.A., Klepko E.A., Morozov V.I., Matyushina E.A. Organizaciya i upravlenie v oblasti obespecheniya pozharnoy bezopasnosti: uch. pos. M: Akademiya GPS, 2009. 165.

4. Semikov V.L., Ushakov V.D. Teoriya organizacii v shemah i tablicah. M., 2010. 126s.

5. Semikov V.L. Teoriya organizacii. M.: Izd-vo Akademiya GPS, 2003. 247s.

6. Sistema SPO IAP s vstroennym programmnym modulem «Sbora informacii o sostoyanii bezopasnosti ob'ektov nadzora po rezul'tatam nadzornoy deyatel'nosti v oblasti grazhdanskoy oborony i zaschity naseleniya i territoriy ot chrezvychaynyh situaciy tehnogennogo haraktera» // Otchet NIR / Novosibirskiy filial NII VDPO. Novosibirsk. 2009.

7. Vetrova Yu.V., Severin N.N., Radouckiy V.Yu., Litvin M.V. Formirovanie lichnostnyh kachestv u sotrudnikov GPS MChS Rossii - glavnaya cel' funkcionirovaniya sistemy professional'noy podgotovki // Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta im. V.G. Shuhova. 2011. №3. S.180-183.


Login or Create
* Forgot password?