THE ACTUAL PROBLEMS OF SMALL INNOVATIVE BUSINESS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The modern world is a qualitatively new stage of development. The process of globalization generates new quality of economic relationships and contributes to the creation of a new global economic space. In the work the authors paid special attention to consideration of questions of development of small innovative business in Russia and Commonwealth of Independent States countries - strategic partners in response to the challenges of the world globalization and the obstacles to its development. As part of the study reviewed and identified the main reasons hindering the process of development of small innovative business in the conditions of globalization, analyzed the positive international experience of support and stimulation of innovative activity of small enterprises. The authors have formulated recommendations aimed at improving the mechanism of stimulation of innovative activity of small enterprises, which are universal and can be used in particular in the construction sector.

Keywords:
small innovative enterprises, globalization, technology, innovation activity
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

Введение. Глобализация, впервые получившая определение как «слияние рынков отдельных продуктов, произведенных многонациональными компаниями» и охватившая в последние годы инновационную, торговую, финансовую, производственную сферы, превратилась, по мнению многих исследователей [1, 2], в процесс, который формирует новое качество мирохозяйственных связей и способствует созданию нового мирового экономического пространства.

Малые и средние предприятия в странах ВТО в среднем составляют более 95 % фирм, обеспечивают 60–70 % занятости и постоянно создают новые рабочие места. Мировой опыт показал, что научно-технический прогресс в экономически развитых государствах обеспечен во многом благодаря активному развитию малого бизнеса сферы инноваций [2].

Малые предприятия имеют как сильные, так и слабые стороны, требующие принятия специальных государственных мер. Под воздействием процессов глобализации и внедрения новых технологий все меньшую роль в производстве товаров, работ, услуг играет экономия от масштаба. Вместе с этим все более возрастает значение малого бизнеса и его вклад в макроэкономическое развитие. Однако следует принимать во внимание, что многие из традиционных проблем малых предприятий, такие как недостаток финансирования на фоне монополизации рынков (финансовых ресурсов) крупными компаниями, административные барьеры, трудности в эксплуатации высокотехнологичного оборудования, недостаток управленческих навыков – существенно обостряются в условиях глобализации мировой экономики. Такое положение в целом формирует ещё более острую проблему дальнейшего выживания и развития малого бизнеса.

Анализ последних исследований и публикаций. В научных трудах проблемы развития малого бизнеса в условиях глобализации затронуты в ряде публикаций А.В. Иванова, Д.В. Полывяна, Ю.В. Макогона, А.С. Гальчинского, Е. Абрамяна и других ученых, экономистов. Однако, мало уделяется внимания развитию малого инновационного бизнеса, а также вопросам повышения его жизнеспособности в ответ на вызовы мирового процесса глобализации. Поэтому вопросы поиска механизмов развития малого бизнеса сферы инноваций в современных условиях являются актуальными.

Целью статьи является выявление основных причин, сдерживающих процесс развития малого инновационного бизнеса России и стран ближнего зарубежья - стратегических партнеров в условиях глобализации и предложение рекомендаций в этой сфере.

Основная часть. Современный мир находится на качественно новом этапе развития, который характеризуется новыми процессами во всех сферах жизни общества. Производственным ресурсом становятся знания и информация. На смену концентрации производства приходит концепция производства рассредоточенного, интеллектуалоемкого, предполагающего высокий уровень образованности и информационно-технологической вооруженности человека. Эффективность такого труда несоизмерима с эффективностью производства в рамках старой модели производственного процесса. Сегодня эти аспекты формирования постиндустриального общества и смены технологических укладов для многих выглядят проблематичными, но, как свидетельствуют результаты исследования опыта промышленно развитых стран, дело обстоит именно таким образом [3].

Встречаются также теории, которые утверждают, что при развитии глобализации «государство постепенно утрачивает возможность быть полным хозяином на собственном экономическом пространстве», происходит «размывание государственного суверенитета» и «снижение эффективности выполнения государством своих традиционных функций». Глобализация создает условия, когда национальные экономики стран становятся взаимозависимыми. В результате национальные экономики в большей степени зависят от влияния внешних факторов. Причинами такой зависимости являются нарастающее несоответствие между возможностями национальных органов управления регулировать глобальный рынок и необходимостью такого регулирования [4].

Говоря о преимуществах крупных компаний, следует отметить, что крупные предприятия имеют материальную и финансовую возможность для освоения инноваций. Используя эффект масштаба и располагая большим капиталом, крупное корпоративное предпринимательство способно осваивать стратегические технологии, имеющие приоритетное значение для достижения национальной экономики научно-технического прогресса [5].

Малые же предприятия, напротив, как правило, не имеют собственного материального и финансового обеспечения для осуществления инновационной деятельности, рынок их деятельности и возможности продвижения продукта в этой связи ограничены. Если для крупных компаний высокие риски, связанные с инновационными процессами не играют решающей роли, то малые предприятия в значительной степени зависят от них. В этой связи можно выделить:

- неопределенности путей достижения цели и риск не достижения цели;

- невозможность ориентации на прогнозные оценки и детального планирования;

- необходимость преодоления инноваторами сопротивления, как интересов участников инновационного процесса, так и в сфере сложившихся экономических отношений, что в целом усугубляет проблему организации и развития инновационных компаний.

Рынок новшеств образуется в условиях неопределенностей, которые вытекают из характера инновационных процессов, и в специфической среде взаимоотношений участников рынка [6]. Первопричиной неопределенности, подразумевающей в экономической трактовке противоречивость и альтернативность любого процесса в экономике (связанного с ее развитием), выступает воздействие нестабильности внешней среды (рынок, государство) и внутренней среды (движение оборотных средств, физический и моральный износ основных фондов, субъективные решения менеджеров) на любой вид предпринимательской деятельности. Неопределенность основных переменных предпринимательской деятельности негативно влияют как на величину конечного спроса на производственные ресурсы, так и на способность фирм реагировать на его изменение. Высокий уровень неопределенности в экономике не позволяет выровнить положительную тенденцию финансовых результатов деятельности инноваторов. В условиях высокой степени неопределенности предпринимательская деятельность в сфере инноваций становится экономически неэффективной [7].

На наш взгляд, в условиях глобализации можно выделить три принципиально важных явления, которые оказывают ключевое воздействие на долгосрочные перспективы инновационного развития – и, соответственно, на формирование инновационных стратегий.

Во-первых, это глобальная конкуренция, спрессовывающая время выхода на рынки, вынуждающая и компании и страны ускорять инновационные действия, все быстрее производить жизнеспособные товары и услуги. Все более активное влияние на инновационные процессы оказывает появление в мировом научно-технологическом пространстве новых глобальных игроков. Усиливается роль международного обмена технологиями, транснациональных корпораций, мобильности кадров. Одновременно все более инновационными становятся предлагаемые решения глобальных проблем (борьба с болезнями, энергетика, изменение климата, вода, безопасность и противостояние терроризму) [3].

Во-вторых, глобализация производства и рынков задает и диктует все более высокие требования к качеству товаров и услуг, введением единых международных стандартов качества, зачастую невыполнимыми предприятиями малых форм. При этом субъекты малого предпринимательства в массе своей не в состоянии реализовывать всю полноту управленческих функций. Это касается ресурсного обеспечения на старте бизнеса и минимизации затрат на сервисные, управленческие функции, сертификацию продукции по международным стандартам и их соблюдение, исследование рынка, поиск партнеров и заказов, информационное и правовое обеспечение и т.п. Поэтому малые предприятия нуждаются в системной поддержке со стороны государственных и общественных структур [8].

В-третьих, это усложнение инноваций - междисциплинарный, межотраслевой характер которых делает соответствующие инвестиции все дороже и рискованней. Большинство фирм уже не могут заниматься инновациями в одиночку, поддерживать все необходимые исследования, получать информацию о рынках. Проблема заключается в том, как объединять усилия, привлекать знания со стороны, не теряя самостоятельности и не нанося ущерба собственным интересам [2].

Указанным воздействиям подвергаются компании всех размеров, однако малые инновационные предприятия имеют ряд особенностей, связанных в первую очередь с размером бизнеса, которые могут препятствовать выявлять и адекватно реагировать на изменения. По сравнению с большими фирмами, малые предприятия, как правило, не имеют возможностей влиять на внешнеэкономические отношения с поставщиками продукции или средств производства. В результате, их способность выживать и расти зависит от гибкости и возможности объединения с другими фирмами или отраслевыми ассоциациями. Учитывая более ограниченную внутреннюю ресурсную базу по сравнению с большими фирмами (особенно это касается управленческих и финансовых ресурсов), сотрудничество с другими фирмами или ассоциациями представляет собой потенциально важный стратегический ответ на вызов глобальной конкуренции. Например, те малые предприятия, которые испытывают желание выйти на внешние рынки, могут устанавливать официальные отношения с зарубежными партнерами через их отраслевые ассоциации, которые имеют международные связи, понимание о местных и зарубежных рынках и потенциальных каналах сбыта, а также опыт решения задач развития бизнеса [2].

Таким образом, специфика инновационной деятельности – неопределенность и отложенность результата; несовпадение общественного и индивидуального эффектов; асимметричность информации, доступной исследователям, новаторам, потенциальным инвесторам, потребителям; высокие инвестиционные риски; особые требования к квалификации кадров и качеству менеджмента – все это усиливает важность и роль государственной поддержки «инновационной составляющей» в деятельности малого бизнеса.

Опыт, например, Китая свидетельствует о том, что лучшие результаты по реформированию управления малым бизнесом в условиях глобализации достигнуты там, где чиновниками в правительстве, отвечающими за реформы в малом бизнесе, являются люди, которые раньше были собственниками (руководителями) малых предприятий или руководителями отраслевых ассоциаций малых предприятий. Это дало положительные результаты. По данным организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) доля малого бизнеса в китайском экспорте достигла 50 %, и это, безусловно, способствовало тому, что Китай стал главным торговым партнером ЕС, а его ВВП в 2014 г. превысил такой же показатель, полученный в США [9].

Следует отметить, что в своей политике инновационной  экономики ЕС ориентируется на своих партнеров – США и Японию и, в этой связи, старается «догнать» эти страны по показателям размера и доли финансирования инновационных проектов. Это, главным образом, стимулировало страны ЕС в разработке и внедрении «рамочных программ» (framework programmes), которые представлены в таблице 1:

Таблица 1

Рамочные программы Европейского Союза по развитию научных исследований

и технологий [10]

Рамочная программа

Даты

Первая

1984–1987

Вторая

1987–1991

Третья

1991–1994

Четвертая

1994–1998

Пятая

1998–2002

Шестая

2002–2006

Седьмая

2007–2013

Восьмая

2014–2020

 

В соответствии с последней разработанной стратегией развития Европейского Союза «Горизонт 2020» (Horizon 2020) определены приоритетные задачи:

1. Занятость населения;

2. Внедрение инновационных проектов;

3. Повышение качества образования;

4. Улучшение социальной интеграции;

5. Решение задач, связанных с изменением климата;

6. Решение проблем, связанных с недостатком энергетических и других ресурсов.

Около 86 млрд. евро будет предоставлено фондам европейской программы, а в общем бюджете ЕС доля расходов на исследования и инновации возрастет до 8,5% в 2020 году. При этом значительная часть ресурсов предназначена для поддержки «отстающих» экономик и регионов Европы.

Сегодня в Западной Европе учеными и экономистами все более активно обсуждается тема конкуренции на фоне недостаточной мотивации и стимулов для развития предпринимательства, проблем существования множества противоречивых инновационных программ и разного уровня инновационного развития стран членов Евросоюза. При этом новые члены ЕС констатируют о региональных проблемах и негативных тенденциях инновационного развития. Тем не менее, трудно отрицать сдвиги и успехи в реализации стратегии инновационного развития таких стран, как Германия и Франция. Ряд стран увеличили расходы и отказались от их сокращения, внедряют новые инструменты, используют новые механизмы стимулирования инновационной деятельности и поддержки частной предпринимательской инициативы.

Стремление к прогрессу в инновационном развитии легли в основу предложений Еврокомиссии по инновационной политике, которые нашли отражение в документе «Инновационная политика: современные подходы в контексте Лиссабонской стратегии». В нем акцентировано внимание на:

- усилении инновационной составляющей всех национальных политик и их интеграции;

- развитии рыночного спроса на инновации и стимулировании сфер и областей, поддерживающих нововведения;

- преодолении бюрократических барьеров;

- развитии инновационной политики.

Так, в 2016–2017 годы  Еврокомиссия планирует выделить инвестиций  в научные исследования и инновации 16 млрд. евро. Финансирование будет осуществляться по программе "Горизонт 2020" с целью повышения конкурентоспособности ЕС.  

Следует отметить, что реализация стратегии осуществляется согласно Стратегическому форуму по международному научно-технологическому сотрудничеству (SFIC), консультативного органа Совета Европейского Союза и Европейской Комиссии. На протяжении всего периода действия новой программы "Горизонт 2020" ЕС будет определять соответствующие многолетние дорожные карты для последующих рабочих программ. Программа "Горизонт 2020" последовательно придерживается принципа всеобщей открытости, при этом приветствуется взаимная открытость доступа к программам других стран.

"Горизонт 2020" - не единственный источник финансирования ЕС в сфере научных исследований и инноваций. ЕС также выделил 6,3 млрд. евро на создание и развитие европейской навигационной спутниковой системы "Галилео" (Galileo); 2,7 млрд. евро - на экспериментальный термоядерный реактор ИТЭР (ITER) и 3,8 млрд. евро - на программу по созданию системы спутников дистанционного зондирования Земли "Коперник" (Copernicus). Таким образом, ЕС реализует политику инновационного развития как основного курса, направленного на преобразование экономик стран.

Также важно, что национальные и транснациональные корпорации ЕС  проводят активную кадровую политику по поддержке человеческих ресурсов из пространства Европы и Азии, ориентируясь на молодое поколение. Таким образом, создавая базис для многолетнего инновационного развития и эффективного использования выделенных ресурсов [11].

Однако такой опыт в комплексе пока не нашел должного применения в России
и странах – стратегических партнеров ближнего зарубежья.

Выводы. Таким образом, анализируя проблематику современного развития малого инновационного бизнеса в условиях глобализации, считаем целесообразным, обратить внимание на следующие положения:

1)  современная глобализация характеризуется системным сдвигом в динамике мировой экономической системы. Если раньше успех предпринимательства зависел больше от классической комбинации факторов производства, то сегодня этот успех в значительной степени определяется сложной (нелинейной) комбинацией элементов знаний, интеграцией этих факторов и технологий, объединением капитала, информационных и интеллектуальных ресурсов;

2)  традиционная парадигма экстенсивного использования ресурсов, природных богатств, человеческого капитала, финансовых активов и знаний сменяется на инновационную парадигму. В соответствии с инновационной парадигмой количественные и качественные характеристики мировой экономики все в большей мере определяются технологическими сдвигами на основе инноваций, причем основной эффект достигается не столько за счет их непосредственного (первоначального) внедрения, сколько благодаря широкому распространению и применению инновационных продуктов и услуг [12];

3) современная экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не говорит о необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, скорее - о необходимости «повышения планки» для темпов социально-экономического развития и принятия незамедлительных кардинальных и эффективных мер развития малого бизнеса и особенно в сфере инноваций;

4) большую заинтересованность в развитии инноваций проявляет малый бизнес и есть объективная необходимость в его поддержки. Пока же основное направление внедрения инноваций в бизнесе – экстенсивное: технологические инновации (в первую очередь, приобретение готовых машин и оборудования за границей), тогда как организационные и маркетинговые имеют незначительное развитие [13].

5) как показывает положительный опыт экономически развитых стран – в инновационной экономике именно государство принимает на себя роль лидера, способного накапливать и распространять знания, активно участвует в программах финансирования малого бизнеса [14], формировании и продвижении инновационных преимуществ территории;

6) мировая практика сочетания мер и форм стимулирования инновационной деятельности малых предприятий разнообразна и обширна. В тоже время развитие инновационных процессов в России и стран ближнего зарубежья – стратегических партнеров происходит недостаточно динамично, не всегда осуществляется правильный выбор приоритетов и инструментов стимулирования инновационной деятельности, что содействует кризису в научно-технической сфере, приводит к нерациональному использованию значительных объемов финансовых ресурсов [15];

7) эффективная государственная поддержка и стимулирование развития малого бизнеса станут реальностью только тогда, когда будут приняты организационные и административные меры, существенно повышающие степень участия малого бизнеса в реформировании законодательной системы;

8) Строить инновационную экономику можно и нужно, опираясь на международный опыт с международными партнерами, используя подходы, которые есть в наиболее передовых странах в отношении тех или иных технологических и институциональных решений.

*Работа выполнена в рамках  Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012–2016 годы.

 

References

1. Ramazanova N.V. Rol' malogo predprinimatel'stva v usloviyah globalizacii ekonomiki // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008. №1. S. 428-431.

2. Romanovich L.G., Roshkovanu E., Vinokurova M. Mezhdunarodnyy opyt stimulirovaniya innovacionnoy deyatel'nosti v sisteme malogo predprinimatel'stva: monografiya,- Belgorod: Izdatel'stvo: BGTU im. V. G. Shuhova, 2010.

3. Belousov V.I., Belousov A.V., Ivanov S.V. Innovacionnoe predprinimatel'stvo (biznes): teoriya i praktika. Voronezh: Izd. Istoki, 2011. 320 s.

4. K voprosu o vliyanii globalizacii na instituty malogo biznesa [Elektronnyy resurs]. Sistem. trebovaniya: AdobeAcrobatReader. URL www.rusnauka.com/20_DNI_2013/Economics/14 _142642.doc.html (data obrascheniya: 29.04.2016)

5. Shaburishvili M.V. Soderzhanie i formy innovacionnogo predprinimatel'stva // Korporativnyy menedzhment. 2003.

6. Doroshenko Yu.A., Somina I.V. Modelirovanie rezul'tativnosti innovacionnoy deyatel'nosti // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2012. №8. S. 172-177.

7. Ioda E.V. Upravlenie riskami innovacionnoy deyatel'nosti v regione. M.: Izd. TGTU im. G. R. Derzhavina, 2007. 291 s.

8. Golikova O.A. Innovacionnoe predprinimatel'stvo v epohu globalizacii // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2011. №7. S. 26-30.

9. Malyy biznes v usloviyah globalizacii (otchet) [Elektronnyy resurs]. Sistem. trebovaniya: AdobeAcrobatReader. URL: rudocs.exdat.com/docs/index-240911.html?page=3 (data obrascheniya: 29.04.2016).

10. Borisov V.V., Sokolov D.V. Innovacionnaya politika: evropeyskiy opyt. M.: Izd. Yazyki slavyanskoy kul'tury, 2012. 128 s.

11. Romanovich A.A. Orientiruyas' na buduschee // Stroitel'nye materialy. 2002. № 5. S. 6.

12. Afanas'eva E.A., Vyshkina A.R., Glebov V.V., Isaakyan O.V., Perminova O.M., Haritonova N.N., Romanovich L.G., Ospischev P.I., Romanovich M.A.. Missiya, strategicheskie prioritety, celi i zadachi razvitiya sistemy obrazovaniya: monografiya // Nauchno-innovacionnyy centr. Krasnoyarsk. 2012. 184 s.

13. Romanovich L.G. Sovershenstvovanie organizacionno-ekonomicheskogo mehanizma stimulirovaniya innovacionnoy deyatel'nosti v sisteme malogo predprinimatel'stva: dis…. kand. ekon. nauk. Belgorod, 2006.

14. Veretennikova I.I., Efimova I.N., Kovaleva T.N. Denezhnye potoki v osnove analiza finansovyh vlozheniy organizacii // Innovacii v APK: problemy i perspektivy. 2014. № 1 (1). S. 27-35.

15. Rudychev A.A., Romanovich L.G., Romanovich M.A. Incentives for innovative activity of young scientists on the basis of higher educational institutions in Russia / Experience of Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov//World applied sciences journal. 2013. (25) № 12. P. 1754-1757.


Login or Create
* Forgot password?