THE CONCEPTUAL MODEL FOR INFLUENCE ESTIMATING OF EXTERNAL ENVIRONMENT ON THE REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
There are some main elements of the conceptual model for estimating influence of external environment on the regional social and economic system. They determine the dynamism and objectivity of managerial decisions. The authors suggested some algorithms of the monitoring information system for the external environment of the regional social and economic system, the status monitoring of the regional industrial complex, expert estimation of the influence of external environment on the regional social and economic system. There are some methods like aggregation, matching, sorting, grading, analysis and expertise. As a results there is an informational and practice-oriented approach for automated support of managerial decisions. It will improve the quality of management at all levels of regional government.

Keywords:
Informational system, monitoring, regional social and economic system, managerial decisions and expert estimation
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. Предлагаемая концептуальная модель оценки влияния внешней среды на региональную социально-экономическую систему представляет собой информационно-аналитическую систему отслеживания региональной ситуации как основы для последующего принятия управленческих решений.

Вопросы эффективного регионального хозяйствования являются важным направлением исследования ученых и практиков бизнеса. В работах Бондарева А.Е., Гришина К.Е., Калининой В.В., Маликова Р.И., Медведева А.В., Мирохиной А.А., Петровой Е.А., Романкив И.М., Солодиловой Н.З., Сухарева О.С., Чупрова С.В., Шевандрина А.В. [8–11, 13, 14, 16] регионы рассматриваются как объекты управления с учетом их экономических, политических, природных и прочих особенностей.

Кроме того, актуальным направлением современного регионального менеджмента является автоматизация поддержки принятия управленческих решений. В работах Ивановой Е.И., Котляровой Д.К., Рябова В.Н., Сметаниной О.Н., Фаттахова Р.В. [7, 12, 15] определяется текущая ситуация и определяются перспективы дальнейшей информатизации региональной управленческой власти. Также зарубежные авторы [1–3] также развивают тематику автоматизации процесса принятия управленческих решений, предлагая направления совершенствования информатизации деятельности региональных правительств.

Актуальность формирования данной модели обосновывается необходимостью обеспечения динамичности и объективности оценки происходящих в региональной социально-экономической системе изменений. Это обеспечивается комплексным подходом, в котором изучаемое влияние оценивается с трех позиций:

1. Анализируются внешние источники информации оּ состоянии региона.

2. Производится градация текущего состояния регионального промышленного комплекса.

3. Проводится экспертная оценка влияния внешней среды на регион.

Практическая реализация концептуальной модели оценки влияния внешней среды на региональную социально-экономическую систему определяет необходимость ее автоматизации. Разрабатываемая на основе представленной модели информационная советующая система позволит автоматизировать процесс поддержки принятия управленческого решения.

Методология. Обобщение результатов исследований, представленных в работах [4-6] позволило сформировать следующую концептуальную модель оценки влияния внешнй среды на региональную социально-экономическую систему (рис. 1).

В модели представлены три основных блока:

– информационная система мониторинга внешней среды региональной социально-экономической системы;

– мониторинг состояния регионального промышленного комплекса;

– экспертная оценка влияния внешней среды на региональную социально-экономическую систему.

Все три блока независимы друг от друга и являются основанием для принятия управленческих решений, обеспечивающих нивелирование или усиление влияния внешней среды на региональную социально-экономическую систему.

 

 

 

Рис. 1. Концептуальная модель оценки влияния внешней среды на региональную социально-экономическую систему

 

 

Основная часть. Основной целью мониторинга внешней среды региональной социально-экономической системы как элемента информационной советующей системы являются регулярно повторяющиеся аналитические и диагностические действия по формированию информационной базы для разрабатываемой автоматизированной системы [10].

Мониторинг обеспечивает контроль состояния региона по ряду целевых показателей для принятия последующих эффективных управленческих решений [9]. Другими словами, предлагаемая модель мониторинга представляет собой информационно-аналитическую систему отслеживания региональной ситуации. На рис.2 приведен алгоритм проведения мониторинга внешней среды региональной социально-экономической системы.

Агрегатор представляет собой модуль советующей информационной системы (программный агрегатор), объединяющий данные оּ региональной социально-экономической системе из нескольких источников с формированием единого пользовательского интерфейса.

Анализатор проводит выбор и оценку значимых изменений конкретных индикаторов региональной социально-экономической системы на основе алгоритма, который определяет существенность происходящих изменений. Следовательно, формируется понятие значимости происходящего события для последующего формирования выводов – переработки собранной информации. Возникает необходимость ввести пороговое значение отклонений по анализируемым показателям. В работе предлагается ввести следующий порог существенности – 5 % от номинального значения показателя.

 

Рис. 2. Алгоритм проведения мониторинга внешней среды региональной социально-экономической

 системы

 

 

Следовательно, в случае существенности отклонений (при превышении текущих значений показателя на 5 %) в базе данных информационной системы формируется перечень «критических» данных открытых источников. Для них в базе данных информационной системы формируются «зоны внимания», для которых в последствии назначаются управленческие решения.

Таким образом, формируется машиноориентированное решение, которое на независимой основе диагностирует региональную социально-экономическую систему и создает основу для формирования управленческих решений.

Мониторинг состояния регионального промышленного комплекса представляет собой совокупность регулярно повторяющихся аналитических и диагностических действий по формированию информационной базы для разрабатываемой советующей информационной системы [9]. Целью мониторинга состояния регионального промышленного комплекса является контроль состония региона для поддержки принятия эффективных управленческих решений в Правительстве региона.

На рис.3 представлен алгоритм проведения мониторинга промышленного комплекса Брянской области на основе экспертных оценок.

На первом этапе необходимо сформировать классификатор показателей Kpq [6]. На его основе формируется анкета для восьми экспертов для проведения мониторинга оценки состояния промышленного комплекса Брянской области. По результатам обработки анкеты формируется вывод оּ состоянии регионального промышленного комплекса по трем типам (А, В и С). Оценка состояния промышленного комплекса Брянской области может быть определена как «достаточная», «удовлетворительная» или «неудовлетворительная» в соответствии с конкретными значениями  [6].

Третий элемент концептуальной модели оценки влияния внешней среды на региональную социально-экономическую систему представлен в виде экспертных оценок.

Использование метода экспертных оценок при оценке влияния внешней среды на региональную социально-экономическую систему представлено в виде следующих этапов [4]:

1. Оценка наличия связи между факторами внешней среды  и составляющими региональной социально-экономической системы  методом построения причинно-следственной диаграммы Каору Исикавы.

2. Оценка силы влияния факторов внешней среды  на составляющие региональной социально-экономической системы  с использованием понятийного аппарата теории нечетких множеств (сила влияния оценивается как «слабая», «средняя» или «сильная») [2].

 

Рис. 3. Алгоритм проведения мониторинга промышленного комплекса Брянской области

 

Рис. 4. Блок-схема алгоритма применения метода экспертных оценок для определения влияния внешней среды на региональную социально-экономическую систему

 

Эти этапы представлены в виде алгоритма расчета влияния внешней среды на региональную социально-экономическую систему (рис. 4).

Основанием для последующей работы экспертов является формирование классификаторов факторов внешней среды  и составляющих региональной социально-экономической системы  [4]. На основе классификаторов формируется анкета, позволяющая оценить наличие связи между  и , заполнить которую было предложено трем экспертам. На основании проведенного анкетирования рассчитываются веса экспертов. На основе метода построения причинно-следственной диаграммы Каору Исиакавы определяется факт наличия значимой связи между  и . Пары, для которых будет выявлено наличие связи между  и , включаются в анкету, оценивающую силу влияния  на . Далее производится окончательное определение суммарной силы влияния  на с учетом весов экспертов. Для каждой связи рассчитывается коэффициент конкордации W и осуществляется проверка на согласованность ответов экспертов, затем проводится оценка статистической значимости полученного коэффициента по критерию c2 [4].

Таким образом, поэтапное использование метода экспертных оценок позволит определить наличие и силу влияния факторов внешней среды  на составляющие региональной социально-экономической системы , что в дальнейшем будет использовано для формирования базы знаний информационной советующей системы.

Выводы. Сформированная концептуальная модель влияния внешней среды на региональную социально-экономическую систему позволяет обосновать подход к созданию информационной советующей системы. Результатом работы автоматизированной системы будет являться формирование комплекса управленческих решений, позволяющих повысить качество управления на разных уровнях региональной власти. Таким образом, предлагаемая поддержка принятия управленческих решений будет основываться на тройной независимой интеграции информационного мониторинга внешней среды, мониторинга регионального промышленного комплекса и экспертных оценках, что обеспечит независимость и объективность комплексной оценки ситуации и формирования управленческих решений.

References

1. Al-Jaghoub, S., Al-Yaseen, H. and Al-Hourani, M. (2010) Evaluation of Awareness and Acceptability of Using E-Government Services in Developing Countries: The Case of Jordan. Electronic Journal of Information Systems Evaluation, 13, 1, 8.

2. Jaeger, P.T. and Bertot, J.C. (2010) Designing, Implementing, and Evaluating User-Centered and Citizen-Centered E-Government. International Journal of Electronic Government Research, 6, 2, 17 pp

3. Osaman, I.H., Anouze, A.L., Irani, Z., Lee, H., Balcī, A., Medeni, T.D. and Weerakkody, V. (2011) A New COBRA's Framework to Evaluate E-Government Services: A Citizen Centric Perspective. Paper presented at iGov Workshop (iGOV11), London, 17-18 March, 20.

4. Averchenkova E.E. Metod vybora i ocenki svyazey mezhdu vneshney sredoy i regional'noy social'no-ekonomicheskoy sistemoy na osnove ekspertnyh ocenok // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2016. №2 (109). S. 10-16

5. Averchenkova E.E., Averchenkov A.V., Avtomatizirovannoe prinyatie upravlencheskih resheniy na osnove modeley i algoritmov informacionnoy sovetuyuschey sistemy // Informacionnye sistemy i tehnologii. №3 (95) may-iyun' 2016. S. 31-39

6. Averchenkova E.E., Averchenkov A.V., Kulagina N.A., Aksenenko D.V. Model' ocenki potenciala sozdaniya i razvitiya klasternoy aglomeracii v mashinostroitel'nom komplekse Bryanskoy oblasti // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. №8 (183). S. 3-7.

7. Kotlyarova D.K. Intelektual'naya podderzhka upravlencheskih resheniy v gosudarstvennom i municipal'nom upravlenii // Sovremennye Naukoemkie Tehnologii. № 7-3. 2014. S .85-86

8. Medvedev A.V. Koncepciya optimizacionno-imitacionnogo modelirovaniya regional'nogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya // Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovaniy. № 7. 2013. S. 21-24

9. Mirohina A.A. Obosnovanie metodicheskih trebovaniy k provedeniyu monitoringa prostranstvennogo razvitiya regiona // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. № 4 (35). 2012. S. 340-343.

10. Petrova E.A., Kalinina V.V., Shevandrin A.V. Metodologicheskie problemy i principy formirovaniya sistemy ocenki effektivnosti territorial'nogo upravleniya s uchetom strategicheskih orientirov razvitiya // Ekonomika regiona. 2014. №4. S. 261-270.

11. Romankiv I.M. Analiz sistem monitoringa ekonomicheskogo razvitiya regiona // Rossiyskiy Akademicheskiy Zhurnal. № 2. 2013. T. 24. S. 57-61

12. Ryabov V.N. Informacionno-sinergeticheskiy podhod v upravlenii social'no-ekonomicheskimi sistemami // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. № 3 (46). 2014. S. 374-376

13. Solodilova N.Z., Malikov R.I., Grishin K.E. Potencial razvitiya i faktory ogranicheniya regional'noy delovoy sredy // Ekonomika regiona. 2015. №2. S.137-147.

14. Suharev O.S. Regional'naya ekonomicheskaya politika: strukturnyy podhod i instrumenty (teoreticheskaya postanovka) // Ekonomika regiona. 2015. №2. S. 9-22.

15. Fattahov R.V., Ivanova E.I., Smetanina O.N. O roli informacionnyh resursov pri podderzhke prinyatiya upravlencheskih resheniy na regional'nom urovne // Vestnik Ufimskogo gosudarstvennogo aviacionnogo tehnicheskogo universiteta. № 2. T. 9. 2007. S. 82-87

16. Chuprov S.V., Bondarev A.E. Metodologicheskie principy razrabotki i provedeniya monitoringa regional'nogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya // Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii. № 1. 2013. S.133-139.


Login or Create
* Forgot password?