MODERN FOREIGN EXPERIENCE OF LOCAL URBAN REGULATION OF THE RIVERINE TERRITORIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
At present, the problems of local urban regulation of the riverine territories are becoming increasingly relevant for Russian Federation. The article describes the main issues of organization the local self-government in Russia. The modern foreign experience of local urban regulation of the riverine territories in Sweden, Denmark, Germany, France, Belgium (Walloon region, Flemish region and Brussels-Capital Region), the Netherlands and Poland are studied. Possible options for such regulation are described: governmental organizations, community projects, local development strategies. Strategies are carried out through the formulation and development of ideas at the local level and the filing an application in search of cooperation with the municipality and private business. Options for local participation in the development of riverine areas are considered. An example is given of the “Leader” method based on cooperation of the state, public, private and non-profit sectors, which form a local development group, a local action group for the development of territories along the river Göta älv in Sweden. Municipal strategy of landscape interests in the city and around the city of Aalborg (Denmark) is analyzed. A brief description is given to the Weser River Basin Community (The Flussgebietsgemeinschaft Weser (FGG Weser)) in Germany. Examples of existing inter-municipal non-governmental projects in Poland and activities aimed at unlocking the tourist and cultural potential of riverine areas of Vistula river are studied. Conclusions on the possibility of forming a single inter-municipal authority that will coordinate the development of the riverine territories are drawn.

Keywords:
local government, urban regulation, riverine territories, urban development, local development strategy
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. Под местным самоуправлением понимается осуществление местными жителями или их избранными представителями обязанностей и полномочий местного значения, исходя из своих интересов и с учетом исторических особенностей.

Решение проблемы местного градорегулирования приречных территорий в России в настоящее время становится все более актуальной: растет необходимость освоения прибрежных пространств, развития находящихся на реках поселений, создания необходимой социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечения безопасности и доступности, улучшения экологии, повышения инвестиционной привлекательности территорий и качества жизни.

Во многих западных странах в рамках местногоградорегулирования приречных территорий создаются локальные стратегии развития, правительственные и общественные организации, проекты. Их изучение, а также последующее частичное использование с адаптацией к отечественным особенностям осуществления градостроительной деятельности, будет способствовать более качественному развитию и преобразованиюприречных территорий в России.

Проблемы организации местного самоуправления в России. 28.02.1996 г. Россия подписала Европейскую Хартию (далее – Хартия) местного самоуправления и ратифицировала ее 20.03.1998 [1], тем самым взяв на себя обязательства соблюдать общепризнанные принципы местного самоуправления в полном объеме, так как в отличие от других стран не сделала никаких оговорок по ее исполнению [2, с.241].

Реализация положений Европейской хартии местного самоуправления происходит через реализацию Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131–ФЗ) [3]. В целом данный закон соответствует ее положениям, но, тем не менее, необходимо выделить ряд основных возникающих противоречий, препятствующих благоприятной работе органов местного самоуправления:

  1. Закон № 131–ФЗ предусматривает, что, если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам ОМС было допущено нецелевое расходование бюджетных средств или какое-либо нарушение нормативно-правовых актов, отдельные полномочия могут временно исполнять органы государственной власти СРФ. Кроме того, ими может быть создана временная финансовая администрация, которая в течение года может управлять данной территорией. [3, гл.10, ст.75, ч.1, п.3] Таким образом, осуществляется вмешательство в сферу местного самоуправления, что приводит к нарушению его самостоятельности и к встраиванию его в систему государственной власти. Возможным решением может быть изъятие бюджетных ресурсов, отстранение от должности или приостановление полномочий органов местного самоуправления. [2, с. 242]
  2. Закон № 131–ФЗ устанавливает обязательный перечень органов местного самоуправления, что противоречит  положению Хартии о том, что они имеют возможность сами определять свои внутренние административные структуры [1, ч. I, ст. 6, п. 1]. Тем самым теряется возможность формирования структур, отвечающих местным потребностям и обеспечивающих эффективное управление.
  3. Хартия предусматривает, что необходимо осуществление административного контроля над органами местного самоуправления [1, ч.I, ст.8]. Однако Российское законодательство не содержит определения и механизма осуществления такого контроля. Между тем, важно понимать, что для эффективности местного самоуправления необходима гармония принципов контроля и самостоятельности.  [2, с. 242]
  4. Хартия устанавливает право органов местного самоуправления на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, соразмерными предоставленным им полномочиям. [1, ч. I, ст. 9] В свою очередь Закон № 131–ФЗ не содержит такого положения, и, как результат, местное самоуправление в России ими не обладает.

Как известно, население оценивает политику органов местного самоуправления по мероприятиям, влияющим на условия жизни и труда, а также по решениям социальных, экономических и политических вопросов и соблюдении интересов населения на местном уровне. Но реализовать имеющие полномочия в полном объеме без получения межбюджетных трансфертов, только за счет собственного бюджета, могут только некоторые муниципальные образования. Таким образом, в качестве главной проблемы организации и развития местного самоуправления в России выделяется проблема недофинансирования, которая снижает удовлетворенность населения, как качеством своей жизни, так и результативностью государственной политики в целом. [4, с. 279]

В связи с тем, что в соответствии с действующим Российским законодательством муниципальные образования самостоятельно несут ответственность за свое нынешнее состояние и перспективы развития своей территории, привлечение населения к решению местных проблем позволяет развить в людях заинтересованность, желание и инициативность. В таких условиях крайне важно изучение зарубежного опыта местного градорегулирования, в основе которого, как правило, лежит подход «снизу вверх»: местное население активно учувствует в развитии территорий.

В Швеции посредством метода Leader, при котором частный, некоммерческий и государственный сектор совместно разрабатывают локальную стратегию развития, был создан руководящий документ «Leader. LängsGötaälv», [5]координирующий развитие территорий вдоль р. Гёта-Эльв.(См. Рис. 1)МетодLeader основан на сотрудничестве государственного, общественного, частного и некоммерческого секторов, образующих локальную группу развития, местную группу действий.

Участниками Cтратегии являются муниципалитеты Ale, LillaEdet, Trollhättan, Vänersborg и районы Гётеборга Angered, NorraHisingen и ÖstraGöteborg. Источники финансирования: ERDF (Европейский фонд регионального развития), ESF (Европейский социальный фонд), EAFRD (Европейский сельскохозяйственный фонд развития сельских районов).

Генеральная цель Cтратегии – долгосрочное, устойчивое развитие с точки зрения роста рабочих мест, занятости населения и качества жизни. Документ закладывает общее видение развития территории, включающее: 1) разработку туристических направлений за счет сотрудничества города и деревни и развития людских ресурсов; 2) хороший климат для творчества, предпринимательства и бизнеса; 3) устойчивое производство и потребление; 4) снижение сегрегации и изоляции внутри и между городскими и сельскими районами. [5] Инструментом стратегического планирования выступает SWOT-анализ, оценивающий сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы (Threats) территории.

Рис. 1. Стратегия «Leader. LängsGötaälv».

Карта региона.

Локальная стратегия, координирующая развитие территорий вдоль р. Гёта-Эльв (Швеция).

 

Реализация Cтратегии осуществляется черезформулирование и развитие идей на местном уровне;формированиеих в реальный проект, получающий конкретизацию и партнеров;и подачи заявки в поисках сотрудничества с муниципалитетом, частым бизнесом, школами, библиотеками и т.д. В завершении из предложенных проектов для дальнейшего финансирования и реализации выбираются те, которые отвечают положениям и видению Стратегии.

В Дании разработана муниципальная стратегия «Grøn-blå Struktur», учитывающая ландшафтные интересы коммуны Ольборг. [6]Ответственность за ее реализацию частично отражена в законодательстве, которое дает муниципалитетам обязательство заботиться об интересах природных, ландшафтных ценностей, водной среды и т. д.

Стратегия «Grøn-blå Struktur» делит территорию на сеть клиньев (kile) и поясов (nd), которые связаны экологическимиг Клин  ; ввВизациюзх интересов для города и его оркестностейыми бизнес-ассоциациями, школами, библиотеками и т.д и рекреационными связями, создающими наиболее ценные ландшафтные и природные территории Ольборгскойкоммуны.(См. рис. 2)Для каждой группы клиньев и поясовразработаны характерные черты, показатели идентичности, основное значение, ценности, межмуниципальный трансграничный контекст; выделены приоритеты развития и основные направления деятельности.

 

 

Рис. 2. Стратегия «Grøn-blåStruktur».

Муниципальная стратегия ландшафтных интересов в городе и окрестностях города Ольборг (Дания).

 

 

Отдельно выделяется прибрежный территориальный клин Limfjordskilen (см. рис.3), как важный элемент всей структуры, придающий территории идентичность. Он содержит весь водный и прибрежный ландшафт пролива Лим-фьорда в пределах муниципалитета Ольборг [6].

В Германии организовано «Сообщество речных бассейнов Везер» (The Flussgebietsgemeinschaft Weser (FGGWeser)), с целью реализацииВодной Рамочной директивы Евросоюза и Директивы Евросоюза об оценке и управлениирисками наводнений. Задачами данного сообщества являются транснациональная координация управления водными ресурсами в Везере, в частности для борьбы с загрязнением; санитарная защита изащита от наводнений; сбор данных о качестве воды Везера и его источников, оценка и публикация этих данных; межмуниципальное регулирование в случае загрязнения воды и других опасных событий. [7]

 

Рис. 3. Прибрежный территориальный клин Limfjordskilden

Один из семи клиньев, выделенных в Стратегии «Grøn-blåStruktur»

 

 

Участники в лице государственного сектора, общественности, некоммерческих и частных лиц взаимодействуют на государственных и муниципальных уровнях. На рабочем уровне вопросы, связанные с речными бассейнами, обсуждаются при поддержке рабочих групп экспертов и затем представляются для принятия решения в Совет Weserrat (уровень принятия решений), в состав которого входят руководители отделов управления водными ресурсами.Конференция министровWeser решает основные задачи управления и возможные конфликты (уровень решений). Участие общественности в реализации директив включает процесс консультаций, активное участие заинтересованных сторон и слушания.

Франция, Бельгия (Валлонский регион, Фламандский регион и Брюссельский столичный округ), Нидерланды объединились для укрепления сотрудничества между прибрежными районамиречного бассейна Шельды. (см. рис. 4) Сформированная «International Scheldt Commission» – международный межправительственный орган по устойчивому управлению районом реки Шельда, имеет целью реализацию Водной Рамочной директивы Евросоюза и Директивы Евросоюза об оценке и управлении рисками наводнений. Задачами организации являются взаимное и на многосторонней основе согласованное выполнение своих обязательств, установленных Водной Рамочной директивой; вынесение рекомендаций в отношении мер предосторожности, защиты и предупреждения в случае наводнения или загрязнения окружающей среды; формирование программы действий; обмен информацией и мнениями по водной политике; научные исследования, сотрудничество с другими международными организациями. [8]

Подобные подходы могут быть применимы в российских условиях.

В Бельгии «Scheldeland» – это фламандский регион, который простирается вдоль рек Шельда, Дендери Рупельв городском треугольнике, образованном Антверпеном, Брюсселем и Гентом [9]. Таким образом, река формирует бренд территории, создает ее уникальность и повышает привлекательность. В Scheldeland активно развит туризм, разработаны туры для разных групп населения, вело- и пешеходные маршруты, разнообразные мероприятия и вся необходимая сопутствующая инфраструктура.

 

 

Рис. 4. «International Scheldt Commission». Границыкомпетенций.

Международный межправительственный орган по устойчивому управлению районом реки Шельда
 (Франция, Бельгия (Валлонский регион, Фламандский регион и Брюссельский столичный регион),
 Нидерланды)

 

 

В Польше существуют межмуниципальные неправительственные проекты «Год реки Вислы 2017», «Граждане реки Вислы 2017, 2018» («Rok Rzeki Wisly 2017», «Obywatel Rzeki Wisły 2017, 2018») [10] Они включают мероприятия, направленные на раскрытие туристического и культурного потенциаловВислы через проведения разного рода мероприятий, организации серий учебных и рабочих совещаний для местного населения.Участниками проектов являются представители местных органов власти, торгово-промышленные палаты и общественные организации, жители Вислы,  местные туристические организации, а также предприниматели, связывающие свою деятельность с потенциалом Вислы (туризм, отдых, культура, ремесла). Ониобязуются представлять и строить качественный бренд реки Вислы на основе своих собственных проектов, тем самым создавать долгосрочные перспективы развития прибрежных территорий в следующих областях: культура и национальное наследие, отдых и туризм, экология и природа, малая водная инфраструктура и малая речная навигация.Реализация проектов происходит черезформулирование идей на местном уровне,формирования их в реальный проект и прохождения конкурса с целью дальнейшего финансирования и поддержки [10].

Выводы. Изученный современный зарубежный опыт нацелен на долгосрочное, устойчивое развитие приречных территорий, раскрытие их потенциала, формирование качественной среды.Участниками такого регулирования являются государственный сектор региональных органов исполнительной власти, общественность, некоммерческие и частные лица муниципальных образований одной страны (Швеция, Дания, Германия, Польша) и соседних стран (Франция, Бельгия, Нидерланды). Одним из уровней реализации рассмотренных стратегий и проектов выступает генерация идей и/или их осуществление через местное заинтересованное население.

В рамках местного градорегулирования в России возможно формирование единого межмуниципального органа, координирующего развитие приречных территорий. В качестве примера может быть приведено создание Концепции развития прибрежных территорий р. Невы, ответственность за реализацию которой была бы закреплена загородскими и сельскими поселениями, входящими в состав приречного региона, а контроль над реализацией могла бы осуществить администрация Ленинградской области в лице Комитета по архитектуре и градостроительству.

Такой руководящий документ мог бы способствовать устойчивому развитию территорий, регулировать природные, ландшафтные и рекреационные ценности, благоприятствовать охране окружающей среды, создавать своеобразный бренд территорий, привлекательный как для местного населения, так и способствующий развитию туризма и идентичности среды.

References

1. The European Charter of Local Self-Government dated October 15, 1985 [Evrope-jskaya hartiya mestnogo samoupravleniya ot 15.10.1985 g.] . Collected Legislation of the Russian Federation, 1998. September. No. 36. (rus)

2. Barbarova N.G. The problem of the im-plementation of the provisions of the European Charter of Local Self-Government and the legis-lation of the Russian Federation on local self-government in the subjects of the Russian Feder-ation (on the example of the Leningrad Region) [Problema realizacii polozhenij Evropejskoj hartii mestnogo samoupravleniya i za-konodatel'stva Rossijskoj Federacii o mestnom samoupravlenii v sub"ektah Rossijskoj Federacii (na primere Leningradskoj oblasti)]. News of the Russian State Pedagogical University, A.I. Her-zen. 2009, No. 117. Pp. 240-246. (rus)

3. Federal Law of the Russian Federation of 06.10.2003 No. 131 - FZ (as amended on 03.08.2018) “On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation” [Federal'nyj zakon Ros-sijskoj Federacii ot 06.10.2003 № 131-FZ (red. 03.08.2018 g.) «Ob obshchih principah organi-zacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii»]. (rus)

4. Lomovtseva T.V., Franz O.B. Influence of Local Governments on the Quality of Life of the Population. [Vliyanie organov mestnogo samoupravleniya na kachestvo zhizni naseleni-ya] Strategii razvitiya social'nyh obshchnostej, institutov i territorij : materialy II Mezhdunarodn. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg, 18-20 apre-lya 2016 g.: v 2-h t. Yekaterinburg: Ural.un-ta Pub-lishing House, 2016. Vol. 2. Pp. 277-282. (rus)

5. Längs Götaälv - local tleddutveckling. Tvecklingsstrategi för local tleddutveckling-genomLeadermetoden. URL: https://www.langsgotaalv.se/index.php/om-leader-langs-gota-alv/strategi-2014-2020 (date of treatment: 03.10.2018).

6. Den over ordnede plan af Aalborg Kommunes "Grøn-blåStruktur". URL: https://www.aalborg.dk/om-kommunen/byplanlaegning/temaer-inden-for-byplanlaegning/groen-blaa-struktur (date of treatment:25.10.2018)

7. Die Flussgebietsgemeinschaft Weser (FGG Weser). URL: https://www.fgg-weser.de/ (date of treatment: 15.10.2018)

8. International Scheldt Commission. URL: http://www.isc-cie.org/ (date of treatment: 01.11.2018)

9. Scheldeland. LangsSchelde. Dender en Rupel. URL: https://www.scheldeland.be/nl (date of treatment: 23.10.2018)

10. Rok Rzeki Wisly. URL: http://www.rokwisly.pl/ (date of treatment: 22.10.2018).

11. The European Charter of Local Self-Government dated October 15, 1985 [Evrope-jskaya hartiya mestnogo samoupravleniya ot 15.10.1985 g.]. Collected Legislation of the Rus-sian Federation, 1998. September. No. 36. (rus)

12. Barbarova N.G. The problem of the im-plementation of the provisions of the European Charter of Local Self-Government and the legis-lation of the Russian Federation on local self-government in the subjects of the Russian Feder-ation (on the example of the Leningrad Region) [Problema realizacii polozhenij Evropejskoj hartii mestnogo samoupravleniya i za-konodatel'stva Rossijskoj Federacii o mestnom samoupravlenii v sub"ektah Rossijskoj Federacii (na primere Leningradskoj oblasti)]. News of the Russian State Pedagogical University, A.I. Her-zen. 2009, No. 117. Pp. 240-246. (rus)

13. Federal Law of the Russian Federation of 06.10.2003 No. 131 - FZ (as amended on 03.08.2018) “On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation” [Federal'nyj zakon Ros-sijskoj Federacii ot 06.10.2003 № 131-FZ (red. 03.08.2018 g.) «Ob obshchih principah organi-zacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii»]. (rus)

14. Lomovtseva T.V., Franz O.B. Influence of Local Governments on the Quality of Life of the Population. [Vliyanie organov mestnogo samoupravleniya na kachestvo zhizni naseleni-ya] Strategii razvitiya social'nyh obshchnostej, institutov i territorij : materialy II Mezhdunarodn. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg, 18-20 apre-lya 2016 g.: v 2-h t. Yekaterinburg: Ural.un-ta Pub-lishing House, 2016. Vol. 2. Pp. 277-282. (rus)

15. Längs Göta älv - lokalt ledd utveckling. Utvecklingsstrategi för lokalt ledd utveckling ge-nom Leadermetoden. URL: https://www.langsgotaalv.se/index.php/om-leader-langs-gota-alv/strategi-2014-2020 (date of treatment: 03.10.2018).

16. Den over ordnede plan af Aalborg Kommunes "Grøn-blåStruktur". URL: https://www.aalborg.dk/om-kommunen/byplanlaegning/temaer-inden-for-byplanlaegning/groen-blaa-struktur (date of treatment: 25.10.2018)

17. Die Flussgebietsgemeinschaft Weser (FGG Weser). URL: https://www.fgg-weser.de/ (date of treatment: 15.10.2018)

18. International Scheldt Commission. URL: http://www.isc-cie.org/ (date of treatment: 01.11.2018)

19. Scheldeland. Langs Schelde. Dender en Rupel. URL: https://www.scheldeland.be/nl (date of treatment: 23.10.2018)

20. Rok Rzeki Wisly. URL: http://www.rokwisly.pl/ (date of treatment: 22.10.2018).


Login or Create
* Forgot password?