CONSTRUCTIVE AND ARCHITECTURAL QUALITIES OF THE PAVILION OF THE COVERED MARKET ON THE OLD BAZAAR IN ROSTOV-ON-DON
Abstract and keywords
Abstract (English):
The author examines the architectural, artistic and structural features of the pavilion of covered market in the Old Bazaar. Search and identification of analogues of the covered market, which architecture influenced the external and internal appearance of the building is produced. The basic design conditions and the value of the object in the historical building are determined. The aim of the study is to identify the constructive, architectural and artistic features of the pavilion in the Old Bazaar in Rostov-on-Don. In the works of its architect Nikolai Sokolov (1859–1906), as well as in the architecture of this object, the influence of the “architect-mentor” Jeronim Kitner (1839–1929) – a representative of the rational architecture of the XIX century – is marked. One of the most important issue of this study is to identify the influence of architect-mentors on the creative activity of Nikolai Sokolov, on the example of considered pavilion at the Old Bazaar.

Keywords:
architecture, building, covered markets, equivalent, analogues, architect Sokolov N. M. architectural practice, Old Bazaar, Rostov-on-Don.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение.  Исторический центр Ростова – Центральный рынок (Старый базар) – самое древнее городское образование. «С него, первого ростка, начинался город. А сам рынок возник на перекрестке двух важнейших дорог, одна из которых вела на Северный Кавказ, а вторая в Причерноморскую степь» [1].

Актуальность данной темы возрастает в современных условиях в связи с возникшим интересом к историческому наследию региональной архитектуры и с расширением процессов реконструкции и нового строительства в условиях исторического центра города. Центральный рынок г. Ростова-на-Дону (Старый базар) – одна из главных достопримечательностей донской столицы, находящаяся на территории «Солдатской слободы». Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью конструктивных и архитектурно-художественных особенностей павильона крытого рынка на старом базаре в городе Ростове-на-Дону. В данной работе рассматриваются историческое возникновение павильонов крытых рынков Старого базара. Рассматриваются и выявляются конструктивные и архитектурно-художественные особенности павильонов крытых рынков, формирующих архитектурно-строительную практику г. Ростова-на-Дону. Производится выявление аналогов крытых рынков, архитектура которых повлияла на внешний и внутренний облик здания. Целью исследования является рассмотрение и установление архитектурно-художественных особенностей павильона крытого рынка. В образе данного павильона и творчестве архитектора Соколова Николая Матвеевича (1859–1906) прослеживается влияние «архитектора-наставника» Китнера Иеронима Севастьяновича (1839–1929) – последователя линии «рациональной архитектуры». Проблема исследования заключается в установлении влияния зодчих-наставников на творческую деятельность городского архитектора Н.М. Соколова на примере рассматриваемого павильона крытого рынка на Старом базаре. Данное исследование проделано с целью рассмотрения архитектуры конкретного объекта для создания в последующем общей картины о творчестве архитектора Н.М. Соколова, проектирующего в конце XIX– начала XX века в г. Ростове-на-Дону.

Торговля на Старом базаре производилась в торговых рядах и отдельно стоящих лавках, причем поначалу все помещения были деревянными. В сохранившихся сведениях о каменных зданиях, существовавших в Ростове в 1821 г., отсутствуют упоминания о торговых корпусах на Старом базаре. «Первые корпуса были возведены в 20-х – 40-х гг. XIX в. на улице Московской. Новый этап строительства каменных торговых помещений на территории Старого базара пришелся на 1880-1890-е гг.» [2, с.1]. Во второй половине XIX в. появляется новый тип торговых сооружений – крытые рынки, строительство которых позволяло упорядочить розничную торговлю и улучшить санитарные условия. Первый корпус – Рождественский рынок строится в 1886г., был построен второй корпус крытого рынка на Старом базаре на углу Таганрогского проспекта (ныне – Буденновский) и Полицейском (ныне – Тургеневской) улицы – 1891 г., третий корпус крытого рынка на Старом базаре – автором проекта был городской архитектор Н.М. Соколов, 1893г. [3, с. 34–36].  В период XX – начала XXI вв. функциональное назначение здания не изменялось. Здания крытых рынков имели большой российский
успех – своего рода визитная карточка торгово-купеческого Ростова той эпохи. Николай Матвеевич Соколов
«Родился в 1859 г., учился в Пинском, а затем в Виленском реальном училище, в 1880 г. поступил в Институт гражданских инженеров, откуда выпущен по первому разряду с настоящим званием в 1885 г. ...В скором времени (1886 г.) перешёл в Ростов н/Д на место городского техника с правами государственной службы... С 1887 г. состоит городским архитектором второго участка города Ростова-на-Дону и помимо служебных обязанностей, занимается и частной практикой» [10]. «Второй участок» включал в себя тогда район Богатого колодезя, торгового порта, Нового базара, Покровской площади, больницы Красного креста и др. [12]. 

Методология. Метод исследования основан на натурном исследовании, фотофиксации существующих построек Николая Матвеевича Соколова, изучение архивных документов, охранных обязательств, связанных с данным объектом, исследование и изучение с помощью сравнительно исторического метода. Систематизация и обобщение уже известных материалов, выявление новых документов в разных проектных организациях, архивах и музейных фондах, изучение общей и специальной литературы по данному вопросу.

Основная часть. Здание павильона рассматриваемого Крытого рынка располагается в системе застройки ул. Станиславского и пр. Буденновского по адресу: ул. Станиславского, 56, является частью комплекса торговых строений Старого базара (рис. 1). Композиционная значимость объекта является неотъемлемой частьюзастройки исторического центра г. Ростова-на-Дону. Павильон крытого рынка является объектом культурного наследия. Особенностью объекта являются его конструкции и объемно-пространственная композиция кирпичного здания, прямоугольной конфигурации в плане, с переменной этажностью, высотой от одного до двух этажей. Архитектурно-художественный облик здания включает в себя доминирующий объем двухсветного зала с примыкающими к нему одноэтажными торговыми ячейками магазинов. Треугольный фронтон торгового зала оформлен парапетами и ритмом разновеликих полуциркульных оконных проемов в тимпанах.

Описание: F:\ДИССЕРТАЦИЯ 2018\конференция 2019\статьи мои для ВАК\3 ВАК\павильон центр.рынка.JPG

 

Рис. 1. «Павильон крытого рынка». Вид здания

с северо-западной стороны

фото Петрусенко Ю.В. 2018 г.

 

«При строительстве были использованы прогрессивные для Европы и России безопорные большепролетные металлические фермы, учтены удобства торговых и складских операций с соблюдением санитарно-гигиенических и противопожарных условий» [4, с. 80]. На крыше был устроен световой фонарь. В последующем, «в ходе ремонтов верхний световой фонарь был демонтирован» [2, с. 2]. Корпус Крытого рынка представляет собой в плане здание прямоугольной конфигурации с доминирующим центральным двухсветным объемом торгового зала и одноэтажными пристройками, расположенными по периметру здания. Несущие стены здания выполнены на цементно-песчаном растворе из полнотелого керамического кирпича. Перекрытие подвала выполнено из большеразмерного кирпича в виде массивных цилиндрических сводов. Перекрытия над одноэтажными пристройками – деревянные по деревянным балкам, над двухсветным объемом торгового зала конструкциями перекрытия являются большепролетные металлические фермы. Крыша над двухсветным объемом торгового зала двухскатная, над одноэтажными пристройками – односкатная. Оконные проемы двух видов – арочные с полуциркульными перемычками и прямоугольные. Стены нижнего яруса фасадов оштукатурены и окрашены. Верхний ярус фасадов решен в «кирпичном стиле» [2].

В объемно-пространственной композиции здания доминирует центральный двухсветный объем торгового зала, к которому по периметру примыкают одноэтажные торговые ячейки-магазины (рис. 2). Фасады здания по стилистике однородны и имеют симметричную композицию. Композиционно фасады делятся на два яруса: верхнюю часть двухсветного зала и фасады одноэтажной пристройки. Симметричную композицию западного и восточного фасадов в уровне верхнего яруса основного объема подчеркивают треугольные фронтоны с парапетами и ритмом разновеликих полуциркульных оконных проемов в тимпанах. Архитектурно-художественный облик второго яруса сформирован завершающим карнизом, витражными проемами, в простенках которых, располагаются пилястры и массивными подоконниками. Порталы наружных входов в павильон делают упор на симметрию нижнего яруса фасада. Архитектура нижнего яруса фасада сформирована профилированным карнизом, небольшими «полочками» – тениями, завершающими ордер, рустовкой, оформляющей простенки оконных проемов, а также перемычками оконных проемов [2]. С востока фасад двухэтажной пристройки по композиции также разделен на два яруса. Две крайние раскреповки с полуциркульными проемами входов подчеркивают симметрию композиции фасада. Раскреповки завершаются треугольными фронтонами. Внешний облик восточного фасада сформирован антаблементом, включающимся карнизом и ритм декоративных кронштейнов, тениями и метопами фриза раскреповок. Верхний ярус фасада представлен пилястрами стилизованного ионического ордера, оформляющие боковые части раскреповки. В простенках проемов верхнего яруса фасада расположены пилястры стилизованного ионического ордера, оформленные декоративными муфтами. Верхний ярус центральной части фасада сформирован и представлен рустовкой стен и выделенными замками клинчатых перемычек оконных проемов. Пилястры, декорированные муфтами, оформляют боковые части раскреповки в уровне нижнего яруса фасада. Полуциркульные арочные проемы входных порталов венчают декоративные замки. Внешний облик южного и северного фасадов в уровне второго яруса образован с помощью профилированного карниза, композицию создает ряд чередований из витражей оконных проемов и   пилястр в простенках между ними. «Архитектурно-художественный облик фасадов здания дополняют ворота проездов. Ворота стальные двустворчатые с фрамугами, со стороны восточного, западного и южного фасадов фрамуги и створки ворот глухие, декорированы ажурными решетками со стороны северного фасада полотна ворот и фрамуга ажурные» [2, с.  4].

Рассмотрев архитектурно-художественные и конструктивные особенности павильона Крытого рынка на Старом базаре, можно сделать предположение, что на образ данного павильона и творчество архитектора Соколова Николая Матвеевича, повлияло творчество архитектора Китнера Иеронима Севастьяновича
(1839–1929) – русского архитектора и преподавателя, профессора строительного училища – Института гражданских инженеров и Института инженеров путей сообщения, почетного члена Императорской Академии художеств, представителя
«кирпичного стиля»[5]. Иероним Севастьянович Китнер внес крупный вклад в развитие русской архитектуры и воспитал не одно поколение архитекторов, продолжающих его творческую линию и линию его наставников. В творчестве Китнера особенности развития эклектики проявились под знаком глубокого осмысления происходящих изменений [13].

Аналогом рассматриваемого в данной статье корпуса крытого рынка на Старом базаре послужил проект Китнера – Корпуса крытого рынка на Сенной площади (1883–1885 гг.; павильоны были разобраны в 1939 году, конструкции употребили для перекрытия торгового зала Калининского рынка – Полюстровский пр., 45) [7].

Первоначальный вариант проекта Корпусов крытого рынка на Сенной площади у
И.С. Китнера представлял собой сочетание корпусов, образующих одно здание в центре площади, формирующее в плане восьмиконечный крест. Такое оригинальное решение, соответствующее центральной схеме расположения, позволяло сформировать большее количество места под торговые лавки и в то же время, создать просторные хозяйственные дворы. Достаточно подробно описан внешний облик и структура рынка в газете «Голос» 1880 г.: «…новый рынок помещается в одном неразрывном здании, имеющем в плане форму восьмиконечного креста, состоящего из центрального продольного объема и трех поперечных нефов, расположенных симметрично на всем пространстве Сенной площади, остающемся за отделением обязательной ширины проездов по четырем сторонам...» [6].

Другим вариантом решения проекта было расположение четырех павильонов (литер «А», «Б», «В», «Г») (рис. 3). Дума 10 декабря 1882 года отдала предпочтение проекту из четырех павильонов, который и был принят [6].

Новаторским подходом Китнера в комплексе павильонов Сенного рынка является применение металлического рамного каркаса и сплошного остекления. Исходя из планировочного решения корпусов рынка, которые не предусматривали большое количество промежуточных опор и горизонтальных затяжек каркаса, были применены уникальные конструкции перекрытия большепролетных помещений. Оригинальным и простым способом был монтаж металлических конструкций, который заключался в том, чтобы с помощью уже установленной опоры в вертикальное положение выводилась следующая и так далее. Металлические конструкции были разработаны инженерами Г.Е. Паукером и директором металлического завода О.Е. Крелем [7].

 

Описание: F:\ДИССЕРТАЦИЯ 2018\конференция 2019\статьи мои для ВАК\3 ВАК\РИС.3.jpg

Рис. 2. «Павильон крытого рынка». Интерьер двухсветного торгового зала [2]

 

 

Интерьер был представлен открытыми металлическими конструкциями перекрытия, большими поверхностями остекления. Применение широкой полосы окон по продольным фасадам и огромных арочных окон в торцах здания явилось основой новых эстетических качеств сооружения. Можно предположить, что Китнер применил здесь опыт, полученный у архитектора В. Бальтара, строившего павильоны рынка в Париже (рис. 4). Проект В. Бальтара предполагал двенадцать крытых остекленных павильонов с крытыми остекленными улицами на чугунных колоннах. В то время началось активное внедрение металлоконструкций в совокупности с остеклением. Но Иероним Китнер пошел дальше – он создал новую архитектуру из железа, стекла и стали. Эти павильоны явились образцами рациональной архитектуры вследствие четкой объемно-пространственной композиции и функциональной планировке [8].

 

рис 1

 

Рис. 3. Проект Городского рынка на Сенной площади. И. С. Китнер.  Г. Санкт-Петербург [11]

 

 

 

Описание: DSCN2386.JPG

 

Рис. 4. Здания крытого рынка в Париже архитектор Виктор Бальтар [8]

 

 

Выводы.

1. В работе выявлены основные конструктивные особенности здания павильона крытого рынка – конструкция, состоящая из безопорных большепролетных металлических ферм, позволяющая создать доминирующий объем двухсветного пространства торгового зала.

2. Следующей особенностью было решение на планировочном уровне, отвечающее высочайшим мировым стандартам противопожарной системы и санитарно-гигиеническим нормам.

3.Несущие стены здания выполнены на цементно-песчаном растворе из полнотелого керамического кирпича, что характерно для «кирпичного стиля» в работах Н.М. Соколова второй половины XIX–начала XX века.

4. Архитектурно-художественный облик здания представляет собой объемно-пространственную композицию с доминирующим центральным двухсветным объемом торгового зала, к которому по периметру примыкают одноэтажные торговые ячейки-магазины.

5. В работе также были выявлены аналоги, повлиявшие на архитектурно-художественный и конструктивный облик и структуру Павильона Крытого рынка на Старом Базаре, построенного архитектором Н.М. Соколовым (1859-1906). Это проект Корпусов крытого рынка на Сенной площади (1883-1885гг.) по проекту архитектора И.С. Китнера (1839-1929), который в свою очередь использовал опыт архитектора В. Бальтара, строившего павильоны рынка в Париже.

6. Павильоны И.С. Китнера на Сенной площади явились образцами рациональной архитектуры вследствие четкой объемно-пространственной композиции и функциональной планировке, что оставило несомненный отпечаток на творчестве архитектора Н.М. Соколова.

References

1. The official website Of the Central market of the city of Rostov-on-don. Historical information. [Electronic resource] access Mode: URL: http://www.trademarket.ru 18.10.2018.

2. Security obligation No. 186-14 of 29 Au-gust 2014. the object of cultural heritage closed joint stock company «Central market».

3. Ivanova-Il'icheva A.M. ThebRationalist trends in the archtecture of the Lower don and the second half of the XIX-XX centuries: on the example of Taganrog, Rostova-on-Don and Nahichevani-on-Don, Novocherkassk. Moscow, 2000.

4. Kukushin V.S. History of architecture of the Lower don and the Azov sea. Rostov-on-don: Gingo publishing house, 1996, p. 274.

5. Kitner Yu. I. Architect I. S. Kitner Archi-tectural heritage. M., 1976, vol. 25, pp. 154-175.

6. Yurkova Z.V. Sennaya square. Yesterday, today, tomorrow. Competition for the hay market project and its construction. [Electronic resource]. access Mode: URL: https:// history.wikireading.ru/300665.16.10.2018.

7. Nikolaeva T.I. Viktor Shreter. Iero-nim Kitner. Sankt-Peterburg: Izd.dom «Kolo», 2007. 400 s.

8. Miropolsky R.A. Architects of St. Peters-burg: Jerome Kitner. [Electronic resource] - access Mode: URL: https://www.nrfmir.ru/en/content/arhitektory-peterburga-ieronim-kitner.16.10.2018.

9. Voloshinova L. Happy man. Novaya Gorodskaya Gazeta, 1998, February 13-19, no. 7, pp. 6-7.

10. Baranovskiy G.V. Commemorative collection of information about the activities of former pupils of the Institute of civil engineers (Building schools) 1842-1892. Saint-Petersburg, 1893.

11. Architect, 1883, no. 12, pp. 33, 34 ,35, 36.

12. Architect, 1873, no. 3-4, pp. 37-40.


Login or Create
* Forgot password?