employee
Penza, Russian Federation
Penza, Russian Federation
student
Penza, Russian Federation
GRNTI 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
BBK 6531 Экономика строительства
The article deals with such concepts as risk in the construction business, and the risk management mechanism. A risk management service is being created at the construction company. To perform the main functions, it attracts all the existing departments and uses their relationship to develop measures for minimizing or eliminating risks. The author also offers a classification of risks by American entrepreneurs. Risk management is an action that helps to reduce the level of risk. They are to identify all possible factors that can minimize risks. The author emphasizes that for competent risk management it is important to involve all employees in the work, to create a coordinating center and constantly improve a set of methods and tools of risk management. When investigating the problems associated with risk in a construction company, it is important to identify all types of risks and factors affecting them. In the construction industry there are both clean and speculative risks, as this branch of human activity is constantly changing. In order to carry out risk analysis, the risk management service uses various sources of information, such as financial statements, staffing and organizational structure, contracts, etc. After collecting and preparing all the information for risk analysis, the risk management service is able to assess all the indicators of the company's activities taking into account the impact of risks, as well as external and internal economic factors. Due to this, it is possible to predict the future state of the construction market and give a real assessment of the possible risks. The risk management service should create a program of measures through which it will be possible to expect and prevent risks.
risk management, risk, construction business, risk management service
Введение. Прежде чем говорить о формировании механизмов и инструментов управления рисками в строительной отрасли, необходимо отметить, что под рисками понимают вероятность потери организацией или предпринимателем части своего дохода или ресурсов. Также рисковыми являются ситуации, при которых строительный бизнес терпит убытки и работает в минус. Риск – это объективная составляющая, которая существует в бизнесе, независимо от того, осознают ли это участники предпринимательской деятельности. Избежать риска на 100 % невозможно, так как этому способствует недостаток информации и возникновение сложных ситуаций.
Основная часть. Риск подразумевает под собой наступление неблагоприятного события, которое в строительном бизнесе может повлечь за собой такие негативные последствия:
- отказ заказчика от строительства запланированного объекта;
- банкротство строительной организации;
- нехватку материальных и финансовых ресурсов;
- резкое падение прибыльности бизнеса и прочее [8].
Наибольшую долю рисков несут предприятия, которые выполняют функции инвесторов или заказчиков, так как они на свой риск и страх оценивают строительный рынок и его конъюнктуру, а также определяют объекты для капиталовложений и организуют инвестиционно-строительную деятельность. Несмотря на это, большая доля ответственности возлагается на подрядные строительные компании, которые занимаются строительно-монтажными работами [7].
В обязательном порядке заключается договор подряда. В этом документе указываются условия, по которым компания-подрядчик отвечает за качество и своевременное выполнение строительных работ, а также обязана за собственные средства покрывать расходы, превышающие значения, указанные в сметной документации. В условиях неизбежности рисков подрядные организации должны рассчитывать вероятность их наступления, а также предвидеть риски, планировать и проводить всевозможные мероприятия по их предупреждению.
Для этого руководство подрядной организации должно решить три принципиальных вопроса:
1. На основе полученных данных сформировать цель создания подразделения по управлению рисками.
2. Утвердить состав новой службы, разработать Положение о ее правах, обязанностях и статусе.
3. Утвердить план работ службы по управлению рисками, в котором задаются соответствующие границы, цели и задачи [3].
После этого свою работу начинает новый отдел, которым является созданная служба управления рисками. Для выполнения главных функций она привлекает все существующие отделы и использует их связи для разработки мероприятий по минимизации или устранению рисков.
Функционирование механизма управления рисками реализуется на основе интегрированного подхода, при котором процесс управления рисками носит непрерывный и постоянный характер. Для грамотного управления рисками важно привлекать всех сотрудников к работе, создать координирующий центр и постоянно совершенствовать комплекс методов и инструментов управления рисками [1].
Служба управления рисками имеет множество задач, но основной является координация, организация и осуществление процесса управления рисками. Для этого разрабатывается специальная программа управления рисками. Она представляет собой созданную на уровне подрядной компании систему планирования, обеспечения и организации мероприятий, при помощи которых минимизируются убытки, спровоцированные неблагоприятными событиями.
Данная программа базируется на решении таких задач, как:
- выявление возможных рискованных ситуаций;
- определение методов и принципов управления рисками;
- оценка материальных потерь, связанных с рисками.
В результате разрабатывается такая программа, которая позволит наиболее эффективно управлять рисками на строительном предприятии и минимизирует его финансовые потери. Универсальным методом компенсации нанесенного ущерба является страхование, которое позволяет на всех этапах реализации инвестиционно-строительного проекта не только возмещать убытки, но и защищать инвестиции в строительство. При этом не стоит забывать о том, что риски бывают внешними и внутренними [5].
Созданная программа по управлению рисками должна включать в себя:
- перечень всех видов возможных рисков;
- полную информацию о рисках строительной организации;
- план внедряемых мероприятий и перечень мер, направленных на покрытие возможных убытков компании.
Служба управления рисками должна постоянно просматривать эту программу, чтобы она соответствовала потребностям строительной фирмы и учитывала экономические условия, сложившиеся на рынке. Формирование и реализация программы нацелены на создание эффективных мероприятий по ликвидации рисков, из-за которых строительная организация несет большие финансовые потери. Также данная программа позволяет повысить конкурентоспособность фирмы и увеличить доверие клиентов к ней.
При исследовании проблем, связанных с риском на строительном предприятии, важно идентифицировать все виды рисков и факторов, влияющих на них. Процесс управления рисками компаний строительного комплекса реализуется на базе разных инструментов и методов, поэтому возникает необходимость в научно обоснованной классификации рисков. Изучением проблемы классификации рисков занимались множество ученых-экономистов, среди которых следует отметить Меркина Р. М., Панибратова Ю. П., Чернова В. А. и другие. Несмотря на это, в экономической науке еще не создана общепринятая классификация рисков [6].
Американские предприниматели выделяют два вида рисков:
1. Неизбежные риски, которые можно заранее предусмотреть и предупредить хотя бы на 90 %. Как правило, их перекладывают на плечи страховых компаний посредством заключения договора между строительной и страховой компаниями. К первому виду рисков относят:
- пожары;
- землетрясения;
- кражи и различные аварии.
2. Второй вид рисков считается важным, так как он связан с неизбежной неопределенностью предпринимательской деятельности. Сюда относят:
- изменение ситуации на рынке;
- экономический кризис;
- изменение рыночного спроса и предложения;
- появлений новых технологий и прочее.
С экономической точки зрения риски представляют собой события, которые могут произойти или не произойти. Риски приводят к таким экономическим результатам:
- положительный – выгода и прибыль;
- нулевой – нет ни прибыли, ни потерь;
- отрицательный – убыток, финансовые потери и ущербы.
В зависимости от того, к какому экономическому результату приведут риски, они подразделяются на две категории:
1. Чистые риски приводят к нулевому и отрицательному результату. Происходят по объективным причинам.
2. Спекулятивные риски могут привести как к положительному, так и отрицательному результату.
В строительной сфере присутствуют как чистые, так и спекулятивные риски, так как данная отрасль человеческой деятельности является постоянно изменяющейся. При исполнении договора подряда чистые риски возникают по таким причинам:
- срывы сроков строительства конкретного объекта;
- заказчик имеет шаткую финансовую базу;
- некомпетентность рабочих строительной фирмы;
- изменения в проектной или сметной документации;
- увеличение цен на стройматериалы и сырье;
- ненадежная материально-техническая база [2].
Что же такое управление рисками? Это действия, которые способствуют снижению уровня рисков. Они заключаются в выявлении всех возможных факторов, которые могут свести риски к минимуму. Управление рисками – это совокупность приемов, инструментов, мероприятий и методов, которые позволяют заранее выявлять и прогнозировать риски, а также принимать эффективные меры по их устранению. Процесс управления рисками осуществляется по принципам, которыми следует руководствоваться субъекту хозяйственной деятельности.
К таким принципам относят:
1. Принцип минимизации заключается в сведении к минимуму спектра возможных рисков.
2. Принцип максимизации предусматривает стремление к полному списку и охвату сфер возникновения рисков. Благодаря реализации этого принципа степень неопределенности сводится к минимуму.
3. Принцип адекватности реакции заключается в адекватном и оперативном реагировании на все изменения, приводящие к рискам.
4. Принцип принятия реализуется только в том случае, если риск обоснован, то есть строительная организация может его принять и устранить или облегчить последствия. Для того чтобы управлять рисками, нужно прогнозировать возникновение конкретных проблем и ситуаций. Это достигается при помощи научно обоснованного суждения о будущем состоянии объекта, а также об альтернативных решениях и сроках существования строительного объекта.
Каждый из этих принципов имеет свои особенности, задачи, а также преимущества и недостатки.
Для того чтобы провести анализ рисков, служба управления рисками использует такие источники информации:
- бухгалтерскую отчетность строительной компании, в которой отображается экономическое положение организации. Бухотчетность включает в себя состояние основных фондов, доходность, уровень запасов материальных и технических средств, величину кредиторской и дебиторской задолженностей и прочее;
- штатное расписание и организационную структуру строительного предприятия. Анализ этой информации позволяет выявить риски организационного характера;
- договоры и контракты (на поставку стройматериалов, на поставку сырья, договор аренды спецтехники и прочее);
- карты технологических потоков позволяют предвидеть и минимизировать технико-производственные риски;
- финансовые и производственные планы строительной компании.
После сбора и подготовки всей информации для анализа рисков служба управления рисками (служба риск-менеджмента) получает возможность оценить все показатели деятельности компании с учетом воздействия рисков, а также внешних и внутренних экономических факторов. Благодаря этому можно спрогнозировать будущее состояние строительного рынка и дать реальную оценку возможным рискам. Служба управления рисками должна сформировать программу мероприятий, посредством которых можно будет предупредить и предотвратить риски.
При создании такой программы следует учитывать [9]:
- размер возможного ущерба и вероятность его наступления;
- возможность реализовать запланированные мероприятия в рамках выделенного лимита денежных средств;
- экономическую и производственную эффективность программы по управлению рисками.
Выводы. Подводя итоги, можно отметить, что механизм управления рисками строительной организации в современных условиях, в которых развивается предпринимательская деятельность, должен иметь четкую структуру, построенную с учетом иерархии. Эту структуру следует своевременно корректировать по итогам реализации программы.
1. Electronic resource: https://studwood.ru/725211/ekonomika/mehanizm_upravleniya_riskami
2. Electronic resource: http://sdamzavas.net/1-31318.html
3. Electronic resource: https://studopedia.su/5_40565_riski-v-stroitelnoy-deyatelnosti.html
4. Electronic resource: http://be5.biz/ekonomika1/r2011/00585.htm
5. Khokhlov N.B. Risk Management. M.: YUNITI-DANA, 2014, 240 p.
6. Tepman L.N. Risks in the economy. M.: YUNITI-DANA, 2015, 380 p.
7. Construction economics. under the editorship of V. V. Busirev. 3rd ed. SPb. PETER, 2015. 410 p.
8. Shapkin A.S. Economic and financial risks. M.: "Dashkov & Co", 2016, 544 p.
9. Shlykov V. economic security of the enterprise. RISK. 2014. no. 5, pp. 57-63.