Belgorod, Belgorod, Russian Federation
GRNTI 06.91 Экономика отдельных стран
BBK 6592 Экономика Российской Федерации. Частное предпринимательство
The article deals with topical problems of state economic policy, the reasons for the insufficient economic development of the Russian Federation in modern conditions. On extensive factual material, the author analyzes the reasons for the need for transformations in the Russian economy with a view to moving from raw to innovative development. A significant place in the study is the analysis of problems, without the solution of which Russia can not yet become a prosperous country. The author makes a substantiated conclusion that the new economic strategy, which is the basis of state regulation of the economy, can become a catalyst for the growth of the gross domestic product and not solve this many social problems of modern Russian society.
economic strategy, Western sanctions, state regulation of the economy
Введение. Падение цен на нефть и другое экспортируемое сырье, антироссийские санкции значительно привели к негативным последствиям в экономике России, продемонстрировав в очередной раз неустойчивость социально-экономического развития страны. Произошедшая в 2014–2015 гг. девальвация национальной валюты, которая в 2 с лишним раза обесценила рубль по сравнению к доллару и евро, усилила инфляционные процессы, привела к ощутимому падению реальных доходов населения и снижению потребительского спроса. Расплачиваться за ошибки в государственном управлении экономикой приходится, как всегда, простым гражданам: массовой безработицей, сокращением потребления, рухнувшими надеждами на повышение качества и уровня жизни.
Прямая линия общения президента с народом, при подготовке к которой в 2016 г. было подано свыше 3 млн вопросов, касающихся экономики, политики, социальной сферы, свидетельствовала о том, что насущные проблемы, поднятые при предыдущем общении граждан с главой государства, не решаются, а накапливаются год от года. Бесконечные реформы в экономике, образовании, здравоохранении не только не дали ощутимых результатов, но и значительно ухудшили положение в стране в целом. В экономике наблюдаются спад производства и стагнация.
Обострение нужды и бедствий значительной части россиян, резкое ухудшение уровня жизни в период экономического кризиса не прибавляют авторитета финансово-экономическому блоку правительства. А растущая в органах власти и управления коррупция может стать катализатором роста народного недовольства проводимой политикой, что чревато негативными явлениями в период выборов главы государства в 2018 г.
Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая в Кремле с ежегодным посланием 3 декабря 2015 г. отмечал: «В прошлом году мы столкнулись с серьёзными экономическими вызовами. Упали цены на нефть, другие наши традиционные экспортные товары, был ограничен и доступ российских финансовых учреждений, компаний на мировые финансовые рынки. Знаю, что многим сейчас непросто. Сложности в экономике сказываются на доходах и в целом на уровне жизни наших людей. И хорошо понимаю, что люди задаются вопросами: когда мы преодолеем трудности и что для этого будем делать»? [1]
Основная часть. Чтобы стать процветающей страной, постсоветская Россия должна обладать, прежде всего, высокоразвитой экономикой, способной не только обеспечить высокую оборонную мощь, но и достойный уровень и качество жизни своих граждан. Однако из-за стратегических ошибок в выборе путей развития экономики после распада СССР современная Россия спустя четверть века стала сырьевым придатком Запада с низким уровнем валового внутреннего продукта (ВВП). Сделав ставку на экспорт нефти, газа и другого сырья за рубеж без глубокой его переработки на отечественных предприятиях, политическое руководство страны не смогло диверсифицировать экономику, хотя этому во многом способствовала благоприятная экономическая конъюнктура в виде высоких цен на нефть и газ. Этот факт признавал и глава государства В.В. Путин, который на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2008 г. был вынужден заявить: «На фоне благоприятной экономической конъюнктуры мы пока лишь фрагментарно занимаемся модернизацией экономики. – И это неизбежно ведет к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за нами роли сырьевого придатка мировой экономики» [2].
Россия, перешедшая в начале 90-х годов прошлого века к рыночным отношениям в результате реставрации капитализма, к сожалению, и в настоящее время продолжает развиваться на базе экспортно-сырьевой модели. На сырьевых сверхдоходах возникла новая элита, класс олигархов-сверхбогачей и коррумпированный чиновничий аппарат, которому оказались чужды идеи модернизации на основе инноваций и инвестиций.
Резкое падение цен на нефть и другое сырьё в 2014–2015 гг. в очередной раз показало реальную зависимость роста (или падения) экономики страны от экспорта энергоресурсов и сырья. Так называемая «нефтяная игла» по-прежнему является основной причиной перманентного экономического кризиса, создавая реальные угрозы экономической и национальной безопасности России. Практика последних 16 лет со всей очевидностью показала, что основной вклад в национальный доход вносят не труд и капитал, как в большинстве развитых государств, а природная рента. При этом значительная часть рентных доходов проходит мимо государственной казны, попадает в карман сырьевого бизнеса, питает коррупцию, вывозится за границу.
Главная причина очередного кризиса экономики в Российской Федерации (2014-2016 гг.) состоит в том, что, несмотря на все заверения правительства, наше государство так и не перестроило свою экономическую политику, сохранив фатальную зависимость от мировых цен на нефть, газ и другое сырье. Другими словами, к новому кризису нашу экономику (и соответственно финансы) привела недальновидная экономическая политика, проводимая в период так называемых реформ, которые не дали ожидаемых результатов, таких, как например, в Китае. Если по итогам 2015 г. экономика России упала на 3,7 %, то экономика КНР напротив выросла на 6,7 %. Не изменилась ситуация к лучшему и в прошлом году. В 2016 г. ВВП России, увеличившись по данным Росстата всего на
0,2 %, составил 86043,6 млрд рублей, а по данным Государственного статистического управления КНР, экономика Китая в 2016 г. выросла на 6,7 % и составила 74,41 трлн юаней или около 10,84 трлн долларов, что по курсу ЦБ РФ на 22.04.2017 г. равнялось 609,541 трлн рублей. Таким образом, экономика Китайской народной республики за 16 лет XXI столетия опередила экономику современной капиталистической России более чем в 7 (семь) раз [3].
По уровню развития экономики современная Россия значительно отстает не только от современного Китая, но и большинства развитых стран мира. Это наглядно видно на следующей таблице.
Таблица 1
Валовой внутренний продукт 15 стран мира
в номинальном значении (в долларах США) [4, с.95].
№ |
Страна |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Место в мировом |
---|---|---|---|---|---|
1 |
США |
16768 |
17419 |
18124,71 |
1 |
2 |
КНР |
9469 |
10380 |
11211,92 |
2 |
3 |
Япония |
4920 |
4616 |
4210,43 |
3 |
4 |
Германия |
3731 |
3860 |
3413,5 |
4 |
5 |
Великобритания |
2680 |
2945 |
2853,4 |
5 |
6 |
Франция |
2807 |
2847 |
2469,5 |
6 |
7 |
Бразилия |
2391 |
2353 |
1903,98 |
7 |
8 |
Италия |
2138 |
2148 |
1842,89 |
8 |
9 |
Индия |
1875 |
2050 |
2308,07 |
9 |
10 |
Канада |
1881,2 |
1754,1 |
1615,51 |
10 |
11 |
Республика Корея |
1320,1 |
1449,49 |
1435,11 |
11 |
12 |
Австралия |
1505,5 |
1482,54 |
1252,31 |
12 |
13 |
Мексика |
1260,3 |
1295,86 |
1232,01 |
13 |
14 |
Испания |
1410,2 |
1400,48 |
1230,21 |
14 |
15 |
Россия |
2079,1 |
1857 |
1176,0 |
15 |
Из таблицы следует, что по номинальному ВВП наша страна занимала в 2015 г. всего лишь 15-е место в мире. Россия, претендующая на статус мировой державы, произвела товаров и услуг на 300 млрд долларов меньше, чем Республика Корея. Но Южная Корея – это маленькая страна, территория которой дважды умещается на полуострове Камчатка, а её население в три раза меньше, чем Российская Федерация. Более того, у Республики Корея нет таких огромных кладовых с полезными ископаемыми, в то время как нашей стране принадлежит почти треть всех природных ресурсов мира. Из-за неверной экономической стратегии огромная Россия уступает карликовой стране по количеству товаров и услуг, произведенных за год. В 2016 г. картина практически не изменилась – России так и не удалось догнать не только США или Китай, но даже Южную Корею по главному экономическому показателю.
Здесь уместно вспомнить, что накануне реставрации капитализма Россия производила товаров и услуг больше, чем огромный Китай (ВВП КНР был равен всего $404.5 млрд) [5]. Таков был своего рода старт в негласном экономическом соревновании между Китаем и постсоветской Россией, заявившей о своём, особом пути экономического и социально-политического развития. Однако этот особый путь себя не оправдал. Под руководством президента Б.Ельцина экономика России в 1990-1999 гг. понесла огромные потери. По некоторым оценкам, ущерб, нанесенный народному хозяйству России был больше, чем ущерб, нанесенный Советскому Союзу немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Если за годы кровопролитной войны СССР потерял всего треть своего национального богатства, то за период шоковой терапии Ельцина (с 1991 по 1996 г.) спад промышленного производства в нашей стране достиг 55%. Другими словами, предприятия России при Ельцине выпускали меньше половины того, что производили до развала СССР [6].
Когда вторым президентом России был избран В.В.Путин, ВВП Китая в 2000 г., составлял уже 1192.8 млрд долларов [7], а ВВП России в том же году – около 300 млрд долларов или в три раза меньше. Спустя 16 лет соотношение экономик двух стран резко изменилось и опять не в пользу теперь уже капиталистической России. Более того, получая в так называемые тучные годы сотни миллиардов нефтедолларов, Россия подсела не только на нефтяную иглу, но и на импорт товаров и технологий, забыв при этом о развитии собственного производства. За период 2000-2014 годов объем ввозимой иностранной продукции увеличился в 8,4 раза [8, 9]. В результате Россия впала в зависимость от стран-экспортеров и их политики. Под угрозой оказалась не только экономическая, но и национальная безопасность страны. Эту реальную опасность хорошо понимало политическое руководство страны, которое заставило правительство перейти от слов к разработке программ импортозамещения в России.
Китай сегодня представляет собой ведущую экономическую державу, которая обладает огромным научно-техническим потенциалом, а также ядерным оружием и армией, крупнейшей в мире по численности военнослужащих. КНР – это крупнейший в мире производитель абсолютного большинства видов промышленной продукции – автомобилей, телевизоров, радиоприёмников, мобильных телефонов, часов, фотоаппаратов, стиральных и швейных машин, велосипедов и мотоциклов, хлопчатобумажных и шёлковых тканей, обуви, а также кокса, чугуна, стали, алюминия, цинка, олова, никеля, удобрений, цемента, мяса, пшеницы, риса, сорго, картофеля, хлопка, яблок, табака, овощей, шелковичных коконов. Китай имеет крупнейшие в мире поголовья птицы, свиней, овец, коз, лошадей и яков, а также лидирует по вылову рыбы. Кроме того, КНР является крупнейшим мировым производителем автомобилей, ежегодно выпускающим более 18 млн автомашин (Россия в 10 раз меньше). Если сравнить китайское автопроизводство по объему с бывшими лидерами США и Японией, то Китай выпускает в год больше, чем эти государства вместе взятые. Благодаря эффективному государственному руководству экономика Китая стала второй по величине (после США) экономикой мира (как в старые добрые времена это относилось к экономике Советского Союза). А нынешняя экономика России сегодня из-за неэффективности госуправления практически аутсайдер технического и технологического прогресса, и поэтому справедливо относится к категории «развивающихся» стран, то есть к государствам, ещё недостаточно развитым как в экономическом, так и в социальном плане.
Достаточно сказать, что, по данным Минпромторга РФ, доля импорта в станкостроении сегодня превышает 90 %, в тяжелом машиностроении – 60-80%, в легкой промышленности –70–90 %, в радиоэлектронной промышленности – 80–90 %, в фармацевтике и медицинской промышленности – 70–80 % [10, с. 7-8]. Причиной такой импортозависимости стала неверная промышленная стратегия, проводимая в постсоветский период. Достаточно сказать, что результатом такой, с позволения сказать, «стратегии» стало падение объема станков и кузнечнопрессового оборудования, являющихся основой промышленного производства, снизился по сравнению с 1991 годом более чем в 25 раз.
Отрицательную роль в снижении роста отечественного производства сыграла фактически разрешенная политическим руководством страны офшоризация национальной экономики. Как может Россия стать процветающей страной, если львиная доля денег, вырученных крупным и средним бизнесом от продажи российского сырья за рубеж, не инвестируется в отечественную экономику и социальную сферу, а выводится в офшоры. О масштабе бегства капитала из страны свидетельствует тот факт, что только за последние восемь лет из России вывели капиталов в сумме, превышающей три годовых бюджета.
Зарегистрировавшись на Кипре, в Монако, на Багамских островах и в других офшорах, российские компании стали минимизировать свои издержки за счет значительного сокращения налоговых платежей. Если в России базовая ставка налога на прибыль составляет 20 %, то в офшоре, скажем, на Кипре, этот налог всего
10 %, то есть в 2 раза ниже. Налог на дивиденды в нашей стране равен 9 %, в офшоре же всего
5 % или совсем отсутствует, как, например, на Багамских островах. К тому же во многих офшорах нет жестких требований к ведению бухгалтерского учета, финансового контроля со стороны властей. Офшорные схемы позволяют уклоняться от многих российских налогов (НДС, НДФЛ, на дивиденды), уплаты различных акцизов и пошлин, а также от социальных платежей в бюджеты разных уровней. В итоге российский бюджет недополучает сотни миллиардов рублей.
С помощью офшоров не только уходят от налогов, но и защищают собственность от рейдерских захватов. Схема проста: богатый россиянин, не желающий по каким-либо причинам афишировать себя, регистрирует компанию в офшоре. И если о владельцах крупнейших предприятий в России можно узнать из годовых отчетов компаний, то во многих офшорах собственники компаний не раскрываются.
По утверждению С.М.Миронова, бывшего главы Совета Федерации, из офшоров сегодня управляется 70 % российской экономики, что подтверждается многими фактами. Так, контрольный пакет акций (85,51 %) крупнейшей отечественной сталелитейной компании ”Новолипецкий металлургический комбинат стоимостью 13,3 млрд. долл. принадлежит компании “Fletcher Group Holdings Limited”, базирующейся на Кипре. Основной владелец НЛМК В. Лисин, которому принадлежит 82 % акций комбината, в начале списка самых богатых бизнесменов России. Его состояние в 2011 г. оценивалось в 24 млрд. долл. Другой иезвстный российский бизнесмен О. Дерипаска также держит свои активы вдали от родины. Его Объединенная компания ”Российский алюминий” (ОК ”РУСАЛ”, United Company RUSAL, UC Rusal), являющаяся вторым в мире производителем алюминия и глинозема, зарегистрирована на британском острове Джерси. И активы Р.Абрамовича, личное состояние которого в 2011 г. составляло 13,4 млрд. долл. (9-е место в списке богатейших бизнесменов страны по версии ”Forbes”), размещены за рубежом, в основном в офшорах [11].
Такое положение вряд ли можно считать нормальным, приемлемым для отечественной экономики. И это осознается руководителями страны. «Вывод национальной экономики, ее стратегических отраслей из офшорной тени – наша приоритетная задача на предстоящий период», – заявил В.Путин на заседании комиссии по электроэнергетике 19 декабря 2011 г. Идея деофшоризации российской экономики была озвучена президентом в послании Федеральному Собранию в декабре 2014 года и повторена в следующем послании, с которым Путин выступил в Кремле в декабре 2015 года. Однако воз и ныне там. Несмотря на знаковые инициативы власти, связанные с переходом к инновационной модели экономики, ее модернизацией и т.д., кардинальных изменений и возвращение убежавших на чужбину сотен миллиардов долларов так необходимых родной экономике в кризис, пока не происходит.
Из приведенных аргументов и фактов следует очевидный вывод о том, что развитие экономики в решающей степени зависит от эффективности государственного управления. Эффективность государственного руководства экономикой вывела США в мировые лидеры, позволила превратить территорию, населенную полудикими индейцами, в мощную процветающую державу с высокоразвитой экономикой, основанной на новейших научных знаниях, инновациях и инвестициях. Годовой объем товаров и услуг, произведенных в США на порядок выше, чем производит Россия, которая гордится своей тысячелетней историей, но никак не высокоразвитой промышленностью и жизненным уровнем своих граждан. Следовательно, главное в успешном развитии экономики, включая промышленность, транспорт, сельское хозяйство и другие отрасли, является не наличие полезных ископаемых, а эффективность государственного управления на основе правильной экономической стратегии. Этот вывод подтверждается не только на примере США, но и Японии, а также целого ряда развитых европейских государств, таких как Германия, Франция, Италия, Великобритания. Их ВВП намного превосходит ВВП России.
Россия, к сожалению, не может похвастаться ничем, кроме добычи полезных ископаемых и производства военной техники и оружия. В 2017 г. Российская Федерация вошла в тройку лидеров наряду с США и Китаем по уровню самых больших военных расходов в мире. Но если ВВП США и Китая занимают самые верхние строчки мировой табели о рангах, то наша страна по номинальному ВВП занимает малопочетное место во втором десятке стран. Подчеркнем, что с таким низким ВВП России, который меньше, чем у Индии, Мексики и целого ряда других не очень развитых стран, наша страна тратит триллионы рублей на подготовку к войне и при этом она не может удовлетворить потребности граждан ни в продуктах питания, ни в одежде, ни в обуви, ни в лекарствах. Вот какую оценку дали иностранцы нашей экономике: «Достижения российской науки и промышленности ограничиваются узкой сферой военных и авиакосмических технологий, но наладить производство потребительских товаров, которые захотел бы купить кто-нибудь, кроме самих россиян, просто не имеющих другого выбора, они не в состоянии. Вы когда-нибудь слышали, чтобы иностранец по доброй воле сел за руль российской машины или пользовался сделанным в России компьютером? Эта страна неспособна производить тостеры и микроволновые печи, стиральные машины или газовые плиты, которые нашли бы сбыт в любой другой стране» [12]. Эта небольшая выдержка из иностранной прессы, к сожалению, весьма объективно отражает состояние российской обрабатывающей промышленности. Работая на дедовском оборудовании по старым технологиям, наши автозаводы не способны производить самостоятельно «Тойоты» и «Мерседесы». Электронная отечественная промышленность пока не в состоянии производить высококачественные компьютеры, мобильные телефоны, видео- и аудиотехнику, которая могла бы конкурировать с японской или даже с южнокорейской. Чтобы убедиться в истинности этих утверждений автора, достаточно взглянуть на модели и страну изготовителя гаджетов и той оргтехники, которая нас окружает.
Позволив втянут страну в гонку вооружений, в соревнование с Соединенными Штатами Америки, чья экономика в 10 раз превосходит российскую, основанную на продаже нефти и газа и в меньшей степени на высоких технологиях, нынешнее политическое руководство повторяет печальный опыт СССР, наступая, по сути, на те же грабли.
По этой и ряду других причин, в числе которых антироссийские санкции Запада, резкое падение цен на нефть и другое экспортируемое сырьё, российская экономика сегодня переживает не самые лучшие времена. Вот почему в Послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию 4 декабря 2014 г. была поставлена задача содействия ускоренному развитию несырьевых компаний и стимулирования импортозамещения, чтобы изменить экспортный потенциал страны. Задача эта была обусловлена необходимостью выработки комплекса мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики в условиях нестабильного курса рубля и внешнеполитических санкций, на усиление экономической безопасности страны и ее регионов за счет снижения зависимости от импорта и наращивания экспортного потенциала в несырьевых секторах.
И последнее. В основу процветания страны и её экономической стратегии должна быть положена экономика знаний, которой должны руководить знающие люди, профессионалы. Чтобы управлять, нужно знать дело, отрасль экономики, быть специалистом, более того, авторитетом, к мнению которого прислушиваются, указаниям которого следуют. Этим требованиям должна соответствовать, в первую очередь, кадровая политика президента, который в интересах дела обязан расставлять на высокие должности и посты только истинных профессионалов, имеющих не только опыт работы в данной отрасли экономики, но и иметь соответствующее базовое образование. Не зря в ХХ веке в России в период известных преобразований в ходу было правило – «кадры решают всё». К сожалению, нынешнее политическое руководство не всегда придерживается этого золотого правила, поэтому кадровая политика последних 16 лет не укладывается в нормальную логику. Судите сами: министерством экономического развития огромной страны долгое время (2000–2007 гг.) руководил Г.О. Греф, не экономист, а юрист по образованию. Вдумайтесь: юрист определял вектор экономического развития крупнейшей страны мира. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации длительное время руководили управленцы, не имевшие профильного (сельскохозяйственного) образования. Так, целое десятилетие, с 1999 по 2009 г., аграрное ведомство возглавлял А.В.Гордеев, получивший базовое образование в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», 12 марта 2009 г. путейца сменила Е.Б.Скрынник, которая три года руководила сельскохозяйственным ведомством по 21 мая 2012 г. По образованию Скрынник врач-кардиолог, в 1986 г. окончила Челябинский медицинский институт. Стоит ли удивляться тому, что в результате их непрофессиональной работы продовольственная зависимость России от импорта возросла в среднем до 40ь% при том, что более 40 млн гектаров сельхозугодий пустует, зарастая бурьяном и кустарником. Если в 2000 г. совокупный импорт продовольствия в Российской Федерации не превышал 7,4 млрд долларов США, то через 13 лет, в 2013 г. он вырос в 6 раз до 43,5 млрд долларов [10, с. 8-9]. А вед эти немалые деньги могли бы пойти на развитие отечественного сельского хозяйства, и тогда в выигрыше были бы все: и аграрии, и бюджет страны, и рядовые россияне. Министерством промышленности и торговли России с 21 мая 2012 года и до сих пор руководит Д.В. Мантуров, социолог по образованию. В 1994 г. он окончил МГУ им. М.В.Ломоносова по специальности «социология». Как говорится, комментарии излишни.
Заключение. После глубокого падения мировых цен на энергоносители в 2014-2016 годах экономическая политика нашей страны с ее ставкой на экспорт нефти, газа и других видов сырья еще раз продемонстрировала свою полную несостоятельность. Ситуацию в экономике усугубили антироссийские санкции, инициированные США в связи с событиями на Украине. Курс на международную изоляцию России, на ограничение ее доступа к мировым финансовым рынкам, современным технологиям увеличит и без того существенное технологическое отставание России от западных стран. И если не предпринимать никаких мер по изменению сложившихся реалий в экономике, Российская Федерация закрепит за собой незавидную роль сырьевого придатка развитых государств.
Выводы. Таким образом, российская экономическая политика с ее ставкой на нефть и экспорт других видов сырья после резкого падения мировых цен на энергоносители еще раз продемонстрировала свою полную несостоятельность по сравнению с другими развитыми странами. Ситуацию в экономике усугубили антироссийские санкции, инициированные США в связи с событиями на Украине. Курс на международную изоляцию России, на ограничение ее доступа к мировым финансовым рынкам, современным технологиям увеличит и без того существенное технологическое отставание России от западных стран. И если не предпринимать никаких мер по изменению сложившихся реалий в экономике, Российская Федерация закрепит за собой незавидную роль сырьевого придатка развитых государств. Россию ждут многие годы застоя и стагнации, если не будет реформ или не подорожает нефть.
1. Poslanie prezidenta V.V. Putina Federal'nomu Sobraniyu Rossiyskoy Federacii 3 dekabrya 2015 g. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47173 (data obrascheniya: 27.02.2016).
2. Rossiyskaya ekonomika: postepennoe medlennoe dvizhenie vpered. - URL: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/ country/russia/publication/rer (data obrascheniya - 12. 04. 2017).
3. VVP (2016). - URL: - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/rates/ 46880c804a41fb53bdcebf78e6889fb6 (data obrascheniya - 24.04.2017); Tempy rosta VVP Kitaya v 2016 godu pokazali hudshiy rezul'tat za 26 let. - URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2017/01/20/n_9583889.shtml (data obrascheniya - 24.04.2017).
4. Moiseev V.V., Kramskoy S.I., Kozhevnikov V.P. Social'naya politika Rossii: istoriya i sovremennost'. Belgorod: Izd-vo BGTU, 2016. 283 s.
5. Valovoy vnutrenniy produkt (VVP) Rossii. - URL: http://www.be5. biz/makroekonomika/ gdp/gdp_russia.html (data obrascheniya - 24.04.2017).
6. Moiseev V.V. Istoriya Rossii. T.2. Belgorod: izd-vo BGTU, 2013. S. 156, 240.
7. Valovoy vnutrenniy produkt (VVP) Kitaya. - URL: http://www.be5.biz/makroekonomika/ gdp/gdp_china.html (data obrascheniya - 24.04.2017).
8. Glagolev S.N., Moiseev V.V. Problemy importozamescheniya v Rossii// Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2016. № 1. S.204-208;
9. Glagolev S.N., Moiseev V.V. Investicionnyy klimat kak faktor importozamescheniya// Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2016. № 2. S.200-205.
10. Glagolev S.N., Moiseev V.V. Importozameschenie v ekonomike Rossii. Belgorod: Izd-vo BGTU, 2015. 276 s.
11. Moiseev V.V. Ofshornaya ekonomika// Chelovek i trud, 2012. №8. S. 35-36.
12. Sovetskaya Rossiya, 2007, 11 sentyabrya (perepechatka s gazety «Deyli Meyl», Veliko-britaniya).