Abstract and keywords
Abstract (English):
V poslednee vremya vse ostree stanovitsya problema stoimosti prirodnogo syr'ya dlya proizvodstva energii, chto obuslovleno bystro razvivayuschimisya tempami stroitel'stva i suschestvenno uvelichivayuschimisya potrebnostyami bytovogo sektora. V svyazi s etim, aktual'naya zadacha arhitekturno-stroitel'noy industrii Krasnodarskogo kraya – obosnovannoe vnedrenie vozobnovlyaemyh istochnikov energii. Na territorii Rossiyskoy Federacii naibol'shie znacheniya solnechnoy radiacii nablyudayutsya v diapazone ot 43 do 51 gradusa severnoy shiroty, pri etom bolee poloviny territorii Rossiyskoy Federacii prigodny dlya ispol'zovaniya geliokollektorov.

Keywords:
solnechnyy kollektor, geliokollektor, solnechnaya energetika, gelioprofil', solnechnaya radiaciya.
Text
Text (PDF): Read Download

Введение.  В России  по прежнему отсутствуют нормативные документы по проектированию и возведению солнечных водонагревательных установок (гелиоустановок). В то время как создание гелиоустановок с мощностью  50 кВт и выше является не очень простой инженерной задачей, при решении которой нужно адаптировать зарубежный опыт к российским реалиям. Необходимо отметить, что стоимость замещаемой энергии заставляют инженеров принимать компромиссные решения по используемому оборудованию и схемным решениям [1].

Основная часть. Основополагающим параметром, определяющим мощность и окупаемость гелиоустановок, является солнечная радиация. В современных условиях в основном применяют значения солнечной радиации, определенные по интерполированным базам данных, например, «НАСА»  и также можно отметить «Метеонорм», которые охватывают территорию Российской Федерации. На основе программы «НАСА» представлены расчетные данные по солнечной радиации для регионов России. В Краснодарском крае по результатам обработки семи летних данных солнечной радиации для Краснодара получены достоверные значения, подтвержденные практическими испытаниями гелиоустановок. На основании сопоставления баз данных со значениями, определенными в натурных условиях на базе лаборатории КубГАУ,  установлено, что имеет место расхождение годовой интенсивности суммарной солнечной радиации до 7,82 %, а интенсивности по отдельным месяцам – до 18,29 %. [7]

При проектировании гелиоучастка, как правило, задаются размеры земельного участка или кровли здания, на котором требуется разместить оптимально возможное количество солнечных коллекторов. Основным оборудованием гелиоустановки являются солнечные коллекторы, характеристики которых определяют эксплуатационные и стоимостные показатели гелиоустановок.

КПД солнечных коллекторов достаточно высок и  достигает значения 30-50 %, а удельный тепловой поток, получаемый в коллекторе — 350–580 кВт/м2. С учетом возможных потерь среднегодовое количество полезной теплоты на выходе из коллектора равно 150–350 кВт/м2 [2].

КПД систем с водными гелиоколлекторами, приблизительно, на 8–10 % больше систем с воздушными солнечными коллекторами. Но для водяных коллекторов опасно замерзание теплоносителя  и поэтому в качестве рабочего тела следует использовать рабочее тело, представляющим собой смесь воды с различными гликолями.

В последнее время получили развитие новые конструктивные решения для солнечных коллекторов. Среди них особого внимания заслуживают солнечный коллектор патент № 2367581, представляющий собой поглощающую панель солнечных коллекторов с жидким и (или) воздушным теплоносителем.

Данный солнечный коллектор изготавливается из алюминиевого сплава (рисунок 1). Геометрические характеристики 1 м.п. гелиопрофиля следующие:

общая площадь наружной поверхности –0,370 м2;

площадь поглощающей поверхности – 0,150 м2;

площадь цилиндрической поверхности –0,058 м2;

площадь трапециидальной поверхности –0,246 м2;

ширина гелиопрофиля – 153 мм.

 

Рис. 1. Общий вид гелиопрофиля

 

 

Конструктивные особенности экспериментальной установки изображены на рисунке 2. Экспериментальная установка выполнена в соответствие с ГОСТ 4.189 и предназначена для определения теплотехнических характеристик гелиопрофиля. Она включает в себя рабочий участок, систему подвода тепла, жидкостный контур, воздушный контур и систему измерения режимных параметров. Принципиальная схема установки представлена на рисунке 24. В качестве жидкого теплоносителя при испытаниях используется вода, в качестве газообразного — воздух.

Рабочий участок представляет собой фрагмент гелиопрофиля длиной 1 м. Он препарирован 15 термопарами, горячие спаи которых зачеканены в тело рабочего участка.

Регулирование подводимой к гелиопрофилю тепловой мощности осуществляется путем изменения электрической мощности нагревателя ЭН2. Нагреватели ЭН1 и ЭНЗ служат для изменения температуры теплоносителей на входе в рабочий участок.

 

 

 

Рис. 2. Пневмогидравлическая схема установки:

БС – бак стабилизирующий; ВР – вентилятор; ДР1, ДР2 – дроссели регулируемые; Н – насос; РМ1,

РМ2 – расходомеры; РУ – рабочий участок; Т – термометр; ТП – термопары; ТС – термостат; X – холодильник; ЭН1, ЭН2, ЭНЗ – электронагреватели

 

 

Жидкостный контур установки состоит из проточной гидравлической части рабочего участка, термостата ТС, бака стабилизирующего БС, холодильника X, соединительных трубопроводов и запорно-регулирующей арматуры. Циркуляция воды в жидкостном контуре осуществляется с помощью центробежного насоса Н термостата. Бак БС обеспечивает постоянство давления воды на входе в рабочий участок, что стабилизирует ее расход по контуру. Величина расхода жидкого теплоносителя регулируется дросселем ДР2. Необходимый уровень температуры воды на входе в рабочий участок обеспечивается нагревателем ЭНЗ термостата и холодильником X.

Воздушный контур установки состоит из воздушной проточной части рабочего участка, вентилятора ВР, системы воздуховодов и дросселя ДР1. Заданный расход воздуха по контуру обеспечивается с помощью вентилятора и дросселя. Необходимая температура воздуха на входе в рабочий участок обеспечивается нагревателем ЭН1.

Система измерений включает в себя датчики замера режимных параметров, приборы коммутации, приборы визуального контроля и блока регистрации. Замер температур поверхности рабочего участка, а также температур воды и воздуха на входе и выходе из рабочего участка осуществляется хромель-копелевыми термопарами ГОСТ 3044.

Кроме того, замер температуры воды на входе в рабочий участок дублируется ртутным термометром ТЛ-4 4Б ТУ 25-2021.003-88.

Расход воды измеряется в соответствие с ГОСТ 8.407 датчиком турбинного типа ТПР1 ГОСТ 6019-83. Расход воздуха в соответствие с ГОСТ 8.361 определяется методом измерения скорости воздушного потока на выходе из проточной части рабочего участка анемометром крыльчатым АСО-3 ГОСТ 6376-74.

В процессе испытаний производятся замеры влажности и температуры окружающего воздуха. Измерение влажности производится психрометром аспирационным М-34 ТУ 5-1607.054-85. Измерение температуры окружающего воздуха проводятся лабораторным ртутным стеклянным термометром ТЛ-4 ТУ 25-2021.003-88.

Блок регистрации измеряемых параметров состоит из:

  •  
  • трех аналогово-цифровых преобразователей (в качестве четырнадцатиразрядных аналого-цифровых преобразователей использованы вольтметры типа В7-21 со встроенной функцией вывода на специальный разъем показаний измеряемой величины в двоично-десятичном коде);
  • модуля сопряжений;
  • модуля гальваноразвязки и согласования уровней;
  • персонального компьютера типа IBM PC (LPT порт персонального компьютера должен поддерживать расширенный режим работы, то есть возможность передачи данных в обоих направлениях).

Установка для испытаний гелиопрофиля позволяет измерять в соответствие с ГОСТ 8.326 проверенными средствами измерения, с ошибкой не более 5 % при доверительной вероятности 95 %, следующие параметры:

  • температуру теплоносителей на входе и выходе из жидкостного и воздушного каналов;
  • температуру поверхности гелиопрофиля со стороны теплоподвода с тыльной стороны;
  • расход жидкого и воздушного теплоносителей;
  • величину тока и напряжения, подводимого к электро-нагревателюЭН2;
  • температуру электронагревателя ЭН2;
  • относительную влажность и температуру окружающего воздуха.

При испытаниях рабочий участок при помощи поворотного устройства ориентируется в требуемом положении (горизонтально, вертикально или наклонно под требуемым углом к горизонту).

Уровень теплового потока, подводимый к рабочему участку, обеспечивается электронагревателем ЭН2, расположенным над тепловоспринимающей поверхностью гелиопрофиля.

Расход теплоносителя в гидравлическом контуре экспериментальной установки обеспечивается насосом Н термостата и дросселем ДРЗ.

Расход теплоносителя в воздушном контуре обеспечивается вентилятором ВР и дросселем ДР1.

Циркуляция в жидкостном и воздушном контурах осуществляется, в зависимости от целей испытаний, попеременно или одновременно.

Температура жидкого теплоносителя на входе в рабочий участок регулируется нагревателем ЭНЗ термостата и холодильником X.

Температура воздуха на входе в рабочий участок регулируется нагревателем ЭН1.

Температура наружных стенок рабочего участка и температура теплоносителей на выходе из его проточных каналов регистрируются после стабилизации расхода теплоносителей в гидравлическом и воздушном контурах.

В процессе испытаний выполняется перебор практически всех возможных комбинаций режимных параметров (более 130 вариантов).

Поверхностные конструкции на базе солнечного коллектора позволяют утилизировать с одного м2 поверхности 20–690 Вт мощности тепловой энергии от суммарного солнечного излучения за счет применения ультразвукового генератора (УЗГ) [4]. Недостатком данного исследуемого солнечного коллектора явилось то, что отсутствует возможность автоматического отключения УЗГ, а так же отсутствие регулировки интенсивности его работы.

Рабочая температура теплоносителя на выходе из солнечного коллектора составляла +35°С … +102°С для жидкого теплоносителя в зависимости подводимой мощности и скорости движения теплоносителя, и на выходе из коллектора +20°С …+60°С для воздуха.

Следует признать, что использование возобновляемых источников энергии в коммунально-бытовом и сельскохозяйственном секторе развивается в нашей стране неудовлетворительно. Эффективность использования возобновляемых источников энергии заметно повышается при подключении к структуре установки теплового насоса [3, 5]. В последнее время как во всем мире, так и в России большое внимание уделяется улучшению схем энергоснабжения с использованием тепловых насосов различного типа и методам их оптимизации [6].

Одна из причин, ограничивающих использование нетрадиционных источников энергии заключается в нестабильности их работы. Отсюда и нестабильность энергетических систем, использующих возобновляемые источники энергии. Поэтому надежные и эффективные системы аккумулирования энергии могут обеспечить не только стабильное энергоснабжение потребителей, но и повысить коэффициент использования энергии. Применение тепловых аккумуляторов позволяет повысить на 25–40 % эффективность использования возобновляемых источников энергии [2].

В системах энергосберегающих технологий наибольшее применение нашли тепловые аккумуляторы с твердым или с жидким теплоаккумулирующим материалом. При этом следует различать системы с кратковременным (суточным) и долгосрочным (сезонным) аккумулированием. Последний вид аккумулирования представляет особый интерес в энергетическом отношении. Учитывая значимость проблемы аккумулирования, ей посвящено немало фундаментальных исследований.

Выводы. В ходе проведения исследований была выявлена целесообразность использования УЗГ совместно с устройством  регулирующим интенсивность колебаний в зависимости от температуры окружающего воздуха и интенсивности солнечной радиации. Обнаружено негативное влияние УЗГ при постоянном его включении  и низкой подводимой мощности. Это позволило обосновать необходимость разработки устройства автоматической регулировки УЗГ в зависимости от интенсивности солнечной радиации и температуры окружающего воздуха.

References

1. Amerhanov R.A., Butuzov V.A., Gar'kavyy K.A. Voprosy teorii i innovacionnyh resheniy pri ispol'zovanii gelioenergeticheskih sistem. M. : Energoatomizdat. 2009. 504s.

2. Amerhanov R.A., Begday S.N. Povyshenie teplovoy effektivnosti zdaniy i sooruzheniy s geliokolektorami. K. : KubGAU. 2014. 122s.

3. Amerhanov R.A., Begday S.N. Koncepciya postroeniya norm dlya zdaniy s effektivnym ispol'zovaniem energii // Stroitel'stvo. 2005. № 5 S. 94-95

4. Weinreich B., Zehner M. Dimensioning aids in practice - a comparison // Sun, Wind Energy. 2009. № 12. P. 88-96.

5. Ertmer K. Expansion tanks and valves specialists abound // Sun, Wind Energy. 2010. № 9. P. 98-102.

6. Popel' O.S., Frid S.E., Kolomiec Yu.G. ,Kiseleva S.V., Terehova E.N. Atlas resursov solnechnoy energii na territorii Rossii. M.: Ob'edinennyy institut vysokih temperatur RAN. 2010. 86s.

7. Scrosati B., Garche J. Lithium batteries: Status, prospects and future // Journal of Power Sources. 195 (2010), 2419-2430.


Login or Create
* Forgot password?