Abstract and keywords
Abstract (English):
"Six Sigma" process management methodology is one of the most common methodologies of the process management, its methods and best practice are applied by the leading transnational corporations, and which largely determine their competitiveness. "Six Sigma" methodology focuses on manufacturing operations within direct business processes in order to improve the quality of the product manufactured and minimize the scrap. These goals are achieved by stabilizing the results of manufacturing operations based on specific management principles, as well as mathematical and statistical methods. The article describes principles and basic methods of "Six Sigma" methodology, its advantages and disadvantages, as well as peculiarities of its application

Keywords:
process-based management, Six Sigma, industry, management philosophy, machine building
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. В рамках данной методологии внимание акцентируется на повышении качества технологических операций производственных процессов и минимизации числа дефектов товарной продукции. Процессы анализа и модификации производственных процессов осуществляются специальными рабочими группами [1].

Методология «Шесть сигм» была разработана в 1980-х годах сотрудником компании «Motorola» Биллом Смитом, а известность и широкое распространение она получила после реализации в компании «General Electric». Название методология получила от буквы  σ («сигма»), которая в статистике используется для обозначения среднеквадратического отклонения [2].

Основной текст. Принципы методологии «Шесть сигм» следующие:

  1. Ориентация на потребителя. Реализуется повышением уровня удовлетворенности потребителя товарной продукции.
  2. Принятие управленческих решений на основе фактов. Для получения фактических данных о производственных процессах их анализируют, собирают информацию об интересуемых параметрах технологических процессов [2, 3].
  3. Сотрудничество. Четкое разграничение обязанностей и ответственности между сотрудниками позволяет избежать ненужной конкуренции между ними и повысить качество отношений внутри коллектива.
  4. Ориентация на процессы. Вся деятельность рабочих групп осуществляется в рамках анализируемых бизнес-процессов [1, 4]. 
  5. Постоянное стремление к совершенствованию процессов. 
  6. Проактивное управление. Под ним понимается превентивный поиск возможных проблемных точек производственной системы [3-5].

Выделяют следующие методы реализации методологии «Шесть сигм»:

  1. Методы генерации идей и структурирования информации [6]:
    1.  Мозговой штурм. Основная цель метода – генерация максимального числа способов решения проблемы и последующий выбор наилучшего из них.
    2.  Диаграмма сродства. Применяется для группировки различных идей по определенным признакам. Позволяет структурировать способы решения поставленных задач.
    3.  Голосование. Варианты, набравшие наибольшее количество голосов, подвергаются более глубокому анализу.
    4.  Древовидная диаграмма иерархии и связей между предложенными способами решения проблемы.
    5.  Диаграмма SIPOC. Является упрощенным способом описания бизнес-процесса или его составных элементов. Представляет собой таблицу с описанием названия бизнес-процесса, его поставщиков и потребителей, входных и выходных продуктов.
    6.  Блок-схема (карта процесса). Представляет собой алгоритм реализации процесса с учетом возможных вариантов действий при его выполнении. Язык картирования блок-схем описан в ГОСТ РФ 19.701-90 [6, 7].
    7.  Диаграмма причин и результатов (диаграмма «рыбий скелет», диаграмма Исикава). Позволяет выявить причинно-следственные связи. Данная диаграмма похожа на скелет рыбы, ее «головой» является решаемая проблема. А возможные причины возникновения проблемы группируются вдоль оси, примыкающей к «голове», и замыкаются на нее.
  2. Методы сбора данных:
    1.  Выборочный метод. Для определения интересующих параметров бизнес-процессов и явлений используют метод выборочного контроля [2, 8].
    2.  Определение однозначно понимаемой единицы измерения интересующих параметров.
    3.  Методы для налаживания эффективных коммуникаций с конечным потребителем. Целью данной группы методов является сбор информации о потребительских предпочтениях и ее анализ.
    4.  Разработка анкетных (контрольных) листов с целью более эффективного сбора интересующей информации.
    5.  Методы обеспечения достоверности и точности измерений.
  3. Методы анализа информации и бизнес-процессов:
    1.  Анализ блок-схемы бизнес-процесса. Целью данного метода является поиск ненужных или несвоевременных действий в ходе выполнения бизнес-процесса [2, 5, 9].
    2.  Анализ добавленной потребительской ценности и ее соотношение с добавленной стоимостью. Действия, добавляющие небольшую ценность при высокой их стоимости, или не добавляющие ценности подвергают дальнейшему анализу с целью оптимизации затрат [3, 10].
    3.  Диаграмма Парето. Позволяет реализовать закон Парето, согласно которому 20% факторов являются причиной 80 % всех проблем. Целью диаграммы Парето является выявление наиболее значимых факторов, вызывающих проблемы. Сама диаграмма Парето представляет собой столбчатую диаграмму, где по оси абсцисс указываются факторы, вызывающие проблемную ситуацию, а по оси ординат – их числовые характеристики [11, 12]. 
    4.  Гистограммы распределения частот. Метод используется для выявления частот вариаций затрачиваемых ресурсов (времени, материальных ресурсов) на выполнение одного и того же бизнес-процесса или его структурного элемента.
    5.  Полигон распределения частот. Применяется для отслеживания возникновения проблемных ситуаций во времени.
    6.  Диаграмма рассеяния. Позволяет выявить уровень корреляции между факторным и результативным параметрами [1, 13].
    7.  Корреляционно-регрессионный анализ.
  4. Методы реализации управленческих решений:
    1.  Методы управления проектами (диаграмма Ганта).
    2.  Сетевое планирование и управление.
    3.  Анализ причин и последствий отказов («FMEA»). Целью метода является превентивный поиск возможных проблем и подсчет убытков в случае наступления негативных событий. Позволяет выявить слабые места производственных процессов [14].
    4.  Анализ интересов участников процесса модификации производства. Позволяет минимизировать сопротивление изменениям коллектива и управленцев.
    5.  Соотношение факторов способствующих и препятствующих изменениям. Реализуется в форме таблице, включающей два столбца со способствующими и препятствующими факторами. Данный метод в литературе называется «диаграмма поля сил».
    6.  Сбалансированная система показателей. Метод позволяет устанавливать плановые параметры процессов и отслеживать их фактические значения [14, 15].

Преимуществами методологии являются: а) возможность стандартизировать результаты технологических операций и повысить качество продукции; б) низкие затраты на внедрение методологии; в) повышение надежности производственной системы в целом; г) возможность оптимального сочетания методологии «Шесть сигм» с другой методологией управления производственными бизнес-процессами «Бережливое производство». Методология «Бережливое производство» анализирует поток создания ценности для потребителя в рамках производственных процессов и минимизирует все виды потерь, а «Шесть сигм» акцентирует внимание на стабильное получение необходимых результатов технологических операций и минимизации технологического брака.

Недостатками методологии являются: а) необходимость специальной подготовки сотрудников из групп внедрения в области статистики и математики; б) узость предмета исследования методологии (акцентирование внимания только на технологических операциях); в) ориентированность применения методологии преимущественно на сферу промышленности.

Выводы. На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Методология «Шесть сигм» является клиентоориентированной, ее целью является повышение качества производимой продукции. Достижение цели осуществляется на основе стабилизации технологических операций основных бизнес-процессов. Также повышению качества продукции и снижению брака способствуют превентивный поиск слабых мест реализации технологических процессов и принятие по ним упреждающих управленческих решений.
  2. Для достижения целей в рамках методологии используются следующие группы методов: методы генерации идей и структурирования информации, методы сбора данных, методы анализа информации и бизнес-процессов, методы реализации управленческих решений. Значительная доля применяемых методов базируются на математическом и статистическом аппаратах, а также современных достижениях управленческой науки.
  3. Методология акцентирует внимание управленцев на анализе, уменьшении уровня брака и повышении качества наиболее затратных бизнес-процессов предприятия.
  4. Методология «Шесть сигм» оптимальным образом дополняет другую распространенную методологию процессного управления «Бережливое производство». По этой причине в научной литературе часто встречается комбинированная система процессного управления производственными процессами «Бережливое производство плюс шесть сигм».
References

1. Maykl L. Dzhordzh. Berezhlivoe proiz-vodstvo plyus shest' sigm v sfere uslug. Kak skorost' berezhlivogo proizvodstva i kachestvo shesti sigm pomogayut sovershenstvovaniyu biznesa. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2014. 464 s.

2. Piter S. Pendi, Robert P. N'yumen, Roland R. Keveneg. Kurs na Shest' Sigm. Kak General Electric, Motorola i drugie veduschie kompanii mira sovershenstvuyut svoe master-stvo. M.: Lori, 2014. 400 s.

3. Erl Noymann, Stiven H. Hoysington. Kachestvo na urovne Shest' Sigma. M.: Balans-Klub, 2004. 440 s.

4. Robert P. N'yuman, Roland R. Keveneg. Put' Shesti sigm: prakticheskoe rukovodstvo dlya komandy vnedreniya. M.: Kompaniya p.m.Office, 2005. 424 s.

5. Greg Bryu. Shest' sigm dlya menedzherov. M.: Grand, 2004. 272 s.

6. Larri Holp, Peter S. Pendi. Chto takoe "Shest' sigm"? Revolyucionnyy metod upravleniya kachestvom. M.: Al'pina Pablisher, 2006. 158 s.

7. Kazincev A.V. Shest' Sigm v Rossii. Metodika snizheniya poter', defektov, izderzhek. M.: Tipografiya "Novosti", 2009. 368 s.

8. Tomas Goldsbi, Robert Martichenko. Berezhlivoe proizvodstvo i 6 sigm v logistike. Rukovodstvo po optimizacii logisticheskih processov. M.: Grevcov Pablisher, 2009. 416 s.

9. Maykl L. Dzhordzh. Berezhlivoe proiz-vodstvo + shest' sigm. Kombiniruya kachestvo shesti sigm so skorost'yu berezhlivogo proizvodstva. M.: Al'pina Pablisher, 2007. 368 s.

10. Eckes, George. Six Sigma Team Dynam-ics: The Elusive Key to Project Success. Hoboken: John Wiley & Sons, 2003. 262 p.

11. Pyzdek, Thomas. The Six Sigma Project Planner: A Step-by-Step Guide to Leading a Six Sigma Project Through DMAIC. N. Y.: McGraw-Hill, 2003. 305 p.

12. Maykl Herri, Richard Shreder. 6 SIGMA Koncepciya ideal'nogo menedzhmenta. M.: Eksmo, 2003. 464 s.

13. Dzhef Koks, Di Dzheykob, S'yuzan Bergland. Novaya cel'. Kak ob'edinit' berezhlivoe proizvodstvo, shest' sigm i teoriyu ogranicheniy. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2012. 400 s.

14. Vatson G. Metodologiya Shest' sigm dlya liderov, ili kak dostich' 3, 4 defekta na million vozmozhnostey. M.: RIA «Standarty i kachestvo», 2006. 224 s.

15. Rampersad H., El'-Homsi A. TPS-Lean Six Sigma. Novyy podhod k sozdaniyu vysokoeffektivnoy kompanii. M.:RIA "Standarty i kachestvo", 2009 . 416 s.


Login or Create
* Forgot password?