Construction, and to study the need for innovation in the republic of Vietnam, in order to ensure the country´s competitiveness in the global market, are the problem of building the innovative activity in the construction industry. assesses the modern innovation of a country. the relevance of scientific theoretical assumptions about the system innovation of investment and construction cycle. the proposed and founded materials has led to the content of the main areas of innovation and improve the processes and mechanisms of investment construction cycle. this forms the basis for the development of methodological and theoretical framework of management innovation in the construction of the complex.
innovation, innovation technology, innovation management, investment and construction cycle, innovation process, building complex, scientific and technological base, competitiveness, innovation-active enterprise
Важным движущим направлением экономического роста в настоящее время являются инновации, внедряемые в производство, в управлении, эксплуатации и потреблении. Практика ведения мирового бизнеса показывает, что разработка и внедрение нового – это обеспечение высокой конкурентоспособности отдельно взятой компании, а также главный стимул экономического развития государства в целом. В условиях инновационно-ориентированной рыночной экономики перед мировыми компаниями встает острая проблема экстренного оперативного реагирования на кризисность и нестабильность рыночной среды, с одной стороны, и формирования конкурентной стратегии и политики развития компаний, с другой [1, 2, 16, 19].
Государственные инновационные системы часто имеют существенные отличия друг от друга в деталях, но тем не менее, наделены и общими чертами. Для того, чтобы инновационная система могла с успехом функционировать, она должна обладать определенной структурой, включать в себя совокупность взаимодействующих между собой блоков, которые представленны на рисунке 1.
Рис. 1. Структура инновационной системы
Разработка полного цикла действий в рамках Стратегии научно-технологического развития на 2011–2020 гг. дает новую возможность Республике Вьетнам для корректировки своей политики. Вьетнаму, как и другим странам с экономикой переходного типа, необходимо, во-первых, пересмотреть существующие условия, препятствующие здоровой конкуренции; внедрить перспективные инструменты политики, ориентированные на развитие и спрос; во-вторых, обеспечить доступность информации и формирование инструментов, дополняющих направления экономического регулирования [8, 9].
Существующие проблемы управления инновациями в строительном комплексе Вьетнама в современных экономических условиях следующие:
- уменьшение расходов на инновации, вызванное сокращением инвестиций как в науку, так и в техническое перевооружение, обновление продукции и производства;
- рост темпов отсталости от мирового уровня научно-технического прогресса по широкому спектру качественных параметров развития техники;
- отсутствие плавных преобразований в работе существующих производственно-экономических, материально-технических и социально-организационных структур;
- снижение распространения инноваций на широком пространстве строительной индустрии (внедрение на одном-двух компаниях);
- медленная текучесть инновационных процессов во времени, чаще на заключительной стадии инновационно жизненного цикла [4, 5]
инновационное развитие может осуществляться разными способами. При этом строительные компании должны выбирать проекты, которые могут принести наибольшую прибыль с минимальными рисками.
Сформулированные правительством Вьетнама приоритеты и цели инновационного обновления экономики и строительного комплекса Вьетнама, в том числе и перспективные, отражают лишь осознанную действительность на данной момент времени. В тоже время, на этапах развития строительного комплекса его цели могут коренным образом изменяться, точнее, возможности их реализации могут трансформироваться по мере осознания новых условий и фактов функционирования [12, 13, 14]
По этой причине неуделение должного внимания факторам непрерывного инновационного развития строительной индустрии может лишить компании нужной им конкурентоспособности.
Можно выделить перспективные направления инновационного обновления строительного комплекса и экономики Вьетнама:
- проведение правительством страны активной политики по привлечению иностранных инвестиций, но не допуская при этом втягивания страны в интеграцию с мировым хозяйством на невыгодных для себя условиях;
- отмена нетарифных и тарифных ограничений импортно-экспортной деятельности, строительной продукции и сырья для производства строительных материалов;
- создание гибкой системы налогообложения доходов и прибыли компаний, в том числе строительной отрасли, осуществляющим свою деятельность на внутреннем рынке;
- консолидация использования общей информационно-финансовой среды рынка инвестиций, единого комплекса взаимосвязанных инвестиционных технологий по организации обращения инвестиционных ресурсов в строительную отрасль;
- обеспечение инновационной безопасности строительной отрасли;
- организация и ввод в действие центрального интегрированного банка информации по установленным профилям, выполняющего функции головного элемента системы инновационного мониторинга.
Кроме того, необходим особый контроль за инновационным развитием в строительной индустрии страны, и грамотная систематизация и распределение [17, 19].
Система постановки задач внутрихозяйственного контроля инноваций в строительном комплексе Вьетнама основывается на классификации следующих видов контроля, представленных в табл. 1 [3, 7].
Обобщение результатов проведенного наблюдения за процессом внедрения инноваций, позволяет представить SWOT-анализ инновационного потенциала строительного комплекса (СК) Республики Вьетнам (Табл. 1).
Сегодня, Вьетнам находится на этапе индустриализации, модернизации страны и стремления к глубокой международной интеграции. Поэтому система управления инновациями, кроме усиления своих позиций и мобилизации внутренних ресурсов, должна оптимизировать поддержку из внешних источников в рамках международного сотрудничества в области строительного комплекса.
Таким образом, инновационная политика строительного комплекса Вьетнама — это не только часть инновационной стратегии, но и важная составляющая инновационного процесса. Перспективная инновационная политика представляет собой непрерывный процесс управления инновационным обеспечением, направленный не только на создание возможности воспроизводства самого инновационного процесса, но и выбор и реализацию наиболее эффективных форм инноваций [5, 10].
Таблица 1
Виды контроля инноваций в организациях строительного комплекса Вьетнама
Виды контроля по временным периодам |
Целевые виды контроля инноваций |
||
Контроль достоверности |
Контроль соответствия и сметный контроль |
Контроль эффективности |
|
Предварительный |
Проверка достоверности показателей планов финансовой деятельности, инноваций и показателей информационной базы для принятия решений |
Проверка соответствия инновационных планов и смет показателям бюджета, принятой стратегии и политике, законодательству и внутренним инструкциям |
Проверка эффективности инноваций в соответствии с принятой стратегией развития, степени влияния на организацию выбора вариантов ИП |
Текущий |
Проверка достоверности текущей информации бухгалтерского и оперативного учета об инновационной деятельности, показателей планов и прогнозов |
Проверка соответствия текущих операций стратегическим планам, приказам и инструкциям в рамках законодательства |
Оценка эффективности инноваций на текущем этапе их реализации, их влияния на результаты деятельности организации, перспектив развития |
Последующий |
Проверка достоверности данных учета и отчетности по инновационной деятельности, их обоснованности прогнозам и планам |
Проверка соответствия планов инноваций и их фактической реализации в рамках принятых стратегий внутренним документам и законодательству |
Использование передовых методов принятия решений в рамках инновационного менеджмента |
Таблица 2
SWOT-анализ инновационного потенциала строительного комплекса (СК) Республики Вьетнам
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Стабильный социально-экономический рост как условие ресурсного обеспечения инновационных процессов и активизации инновационной деятельности строительного комплекса. 2. Поддержка инновационного бизнеса, эффективная господдержка инновационной активности строительного комплекса. 3. Значительный ресурс венчурного капитала, позволяющий переориентацию инвестиционных портфелей и снижение инновационных рисков в строительного комплексе. 4. Использование передового опыта, системная кадровая политика, создание информационного поля инновационной деятельности строительного комплекса. |
1. Недостаточно проработанное нормативно- правовое обеспечение инновационной деятельности строительного комплекса, приводящее к совмещению критериев инвестиционных и инновационных проектов. 2. Поддержка более поздних стадий инновационного процесса строительного комплекса. 3. Доминирование интересов получения прибыли над стратегией финансирования рисковых, радикальных инновационных проектов строительного комплекса. 4. Низкая мотивация бизнеса строительного комплекса на проведение собственных ИиР; отсутствие ресурсов для полноправного участия в венчурном бизнесе. |
Возможности |
Угрозы |
1. Активизация взаимодействия научного, инвестиционного секторов, крупных предприятий строительного комплекса, малого и среднего бизнеса, путем создания кластера. 2. Участие в инвестиционных конкурсах, привлечение венчурного капитала в строительного комплексе |
1. Уменьшение конкурентоспособности научного сектора, исчерпание научного потенциала; 2. Увеличение зависимости от иностранных технологий, повышение разрыва между наукой и производством. |
1. Alisov A.N. Upravlenie razvitiem sotsial´no orientirovannoy ekonomiki regiona. M.: Progress, 2004
2. Bobrovskikh S.S. Kompleksnyy mekhanizm organizatsii upravleniya krupnymi innovatsionno-stroitel´nymi proektami. Rossiyskoe predprinimatel´stvo, avgust 2010, vypusk
3. Denisov G.A. Kamenetskiy M.I. Innovatsionnaya deyatel´nost´ v stroitel´nom komplekse: organizatsionno ekonomicheskiy aspekt. Ekonomika stroitel´stva. №7. 2007.
4. Zaytseva A.S. V´etnam v XXI veke: razvitie institutov nauchno-tekhnicheskoy i innovatsionnoy politiki - FORSAYT T. 6. №2 2012.
5. Lokotko A.V., Tret´yakova T.M. Problemy i perspektivy stroitel´nogo kompleksa//Vestnik KASU. №3. 2010.
6. Nikiforova A.A. Innovatsionnaya aktivnost´ stroitel´nykh predpriyatiy. Innovatsionnaya ekonomika: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan´, oktyabr´ 2014 g.). Kazan´: Buk, 2014. S. 153-165.
7. NguenDykTkhan´. Annual report Vietnam´s economist of VEPT 2015y.t. Khanoy. Znaniya.2015. S. 180.
8. Asaul A.N., Zavarin D.A. Osnovnye napravleniya innovatsionnogo sovershenstvovaniya protsessov i mekhanizmov investitsionno-stroitel´nogo tsikla. Vestnik instituta ekonomiki i upravleniya NovGU. 2014. № 2. S.15-21
9. Ekonomika V´etnama. URL: http://www. /economy_1.htm
10. http://vneconomy.vn/thoi-su/kinh-te-viet-nam-2016-co-nhieu-thuan-loi2016030308556441.htm
11. http://vovworld.vn/ru-RU/ekonomicheskie-perspektivy-V´;etnama-na-2015-god.htm
12. Regulirovanie inostrannykh investitsiy //Vneshneekonomicheskiy kompleks Rossii: Sovremennoe sostoyanie i perspektivy. 2005. №2. S. 50-58.
13. Regulirovanie inostrannykh investitsiy. Vneshneekonomicheskiy kompleks. 2005. №1. S.59-66.
14. Pankratov O.E. O privlechenii inostrannykh investitsiy v stroitel´stvo i napravleniyakh ikh ratsional´nogo ispol´zovaniya. ES. 2000. № 3.
15. Ca T.C., Hung N.V. (2011) Vietnam: Current Debates on the Transformation of Academic Institutions. Goransson B., Brundenius C. (eds.) Universities in Transition: The Changing Role and Challenges for Academic Institutions. Ottawa: IDRC. R. 119-143.
16. Dau tu va xay dung tren the gioi, Thong tin XDCB va khoa hoc CNXD.2001. №4.
17. Ha Thi Ngoc Oanh. Lien doanh dau tu nuoc ngoai tai Viet nam. Ha noi TP.HCM: Nha xuat ban giao dus, 1998.
18. Hoat dong xay dung so ban 1999. TP. HCM: Cue thong ke TP. HCM, 1999.
19. Hong Lam. Nguon von dau tu true tiep nuoc ngoai. Sai gon dau tu va xay dung, 2001, №4.
20. Hong Phuong. San xuat va tieu thu xi mang tren the gioi. Thong tin XDCB &KHCNXD. 2001. №5.