СИЛУЭТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАСТРОЙКИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ГОРОДА: К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕННОСТИ И МЕТОДОВ ОХРАНЫ (ОПЫТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Архитектурный облик исторических городов с течением времени трансформируется. Сохраняемые для будущих поколений элементы и параметры историко-градостроительной среды поддерживают представления о ценностях городского ландшафта и способствуют преемственному развитию его художественного образа. Охрана архитектурно-градостроительного наследия обеспечивается сводом нормативно-правовой документации, а также документами социально-экономического и пространственного планирования. На современном этапе развития отечественного законодательства разрабатывается и внедряется новый «инструмент» комплексной охраны исторической среды – статус «историческое поселение», в границах территории которого подлежит охране вся совокупность ценных элементов и параметров исторической среды – предмет охраны. До настоящего времени критерии отбора и механизм охраны элементов, подлежащих включению в состав предмета охраны исторического поселения, не разработаны. В статье изложены результаты комплексного исследования силуэтной организации застройки исторического центра Санкт-Петербурга, представлены рекомендации по совершенствованию системы регулирования градостроительной деятельности в целях сохранения силуэта и композиции исторической застройки как предмета охраны исторического поселения. Основанные на анализе силуэтной организации застройки и факторов воздействия предложения по охране силуэта могут быть включены в систему требований режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия, а также в границах территории исторического поселения

Ключевые слова:
силуэтная композиция, силуэтная организация застройки, градостроительное регулирование, историко-градостроительная среда, предмет охраны исторического поселения
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Исторический город являет собой градостроительную систему, объединяющую компоненты ландшафта, рельефа, планировки и застройки. В теории градостроительства силуэт застройки признается «вертикальной проекцией города», одной из важнейших характеристик образа городского пространства, средством его художественной выразительности [1–2]. В трудах историков и теоретиков архитектуры и градостроительства силуэт рассматривается как элемент объемно-пространственной композиции городского ландшафта, обусловленный логикой развития городской среды [3–4]. Соотносимое с силуэтом понятие «вертикальной композиции города» раскрывается через пространственные и композиционные взаимосвязи фоновой застройки с высотными зданиями (доминантами и акцентами), элементами природного ландшафта [5].

На современном этапе урбанизации исторических городов в систему восприятия сложившейся исторической среды активно включаются новые высотные здания, оказывающие негативное влияние на визуальное восприятие видов и панорам исторических центров городов в части силуэтных характеристик [6]. Обоснование и реализация размещения высотных объектов все чаще выносится в плоскость административных программ и планов социально-экономического развития, за пределы градостроительства и территориального планирования. Последствия такой практики для сбалансированного и устойчивого развития негативны. Отсутствие планирования и прогнозирования пространственной организации, проработки размещения высотных объектов в документации по планировке порождают хаос в системе градостроительной деятельности, провоцируют постоянные корректировки выпущенных и утвержденных документов [7].

Проблема сохранения градостроительной среды исторических городов в последнее время приобрела особую актуальность. На национальном и международном уровне охраны наследия признается важное значение целостности городских ландшафтов в процессе поддержания культурной идентичности [8–9]. Основной целью такой деятельности становится не столько сохранение отдельных объектов, сколько поддержание тех ценностей, которые они воплощают. В связи с этим выявлению ценностного потенциала объектов наследия уделяется большое внимание, а ценностные характеристики становятся основой для выбора стратегии сохранения объектов наследия, условий воспроизводства и развития культуры в целом [10]. Аксиологический подход доминирует при определении стратегии развития исторических городов, разработке комплексных форм и инструментария охраны культурного наследия.

В международной практике градостроительной охраны наблюдается расширение нормативной и законодательной базы путем включения в документацию градостроительного и территориального планирования специальных нормативов по охране силуэта. Ведутся дискуссии о значении силуэта в образе города (Англия, Канада) [11], определяются наиболее ценные (стратегические) виды и панорамы, подлежащие охране, разрабатываются методы расчета высотных параметров зданий, обеспечивающих отсутствие негативного влияния на ценные виды и панорамы, в том числе метод визуальной защиты поверхности (VPS) [12].

Российским федеральным законодательством в границах исторических городов, обладающих статусом исторического поселения, предусмотрена охрана ценных средовых характеристик (предмета охраны), включающего наряду со зданиями и сооружениями силуэт и композицию застройки [13]. В сложившихся условиях проведение исследований, направленных на подготовку научно-методических рекомендаций по выявлению и сохранению отдельных характеристик исторической среды, включению мероприятий по обеспечению целостности городского ландшафта в процесс устойчивого и эффективного развития, является чрезвычайно актуальной задачей градостроительной теории.

Цель настоящего исследования заключается в разработке методических рекомендаций по выявлению и охране ценных силуэтных композиций исторической застройки в составе Предмета охраны исторического поселения.  Задачами исследования являлись определение критериев ценности силуэтной организации застройки, ценностный анализ фрагментов исторической среды, разработка рекомендаций по определению границ зоны сохранения силуэта, а также требований к регулированию градостроительной деятельности, обеспечивающих охрану от искажения и негативного воздействия на визуальное восприятие силуэта в условиях устойчивого развития города. 

Материалы и методы. Исследование основывается на комплексном подходе, включающем общекультурные теоретические методы (системно-структурный анализ, ценностный анализ и теоретическое обобщение), а также специальный – графоаналитический метод. Основываясь на системе оценки городского ландшафта, применяемой в зарубежной и отечественной практике, проведен анализ силуэтной организации застройки панорам в границах исторического центра Санкт-Петербурга. На основе соответствия критериям градостроительной, исторической и архитектурно-художественной ценности выявлены наиболее репрезентативные силуэтные композиции, определены характерные типы силуэтной организации застройки, разработаны рекомендации по сохранению и преемственному развитию силуэтных характеристик застройки.

Анализ силуэтной организации застройки. Понимание городского ландшафта как объекта архитектурно-градостроительного наследия имеет важное значение для изучения особенностей исторической среды. Система критериев, используемая для определения ценности городских ландшафтов, активно разрабатывается в отечественной и зарубежной практике охраны культурного наследия применительно к городскому (культурному) ландшафту. Значимость культурного ландшафта как объекта наследия определятся рядом признаков, к которым относятся подлинность, историческая репрезентативность и документальность [14–15].

Определение ценности силуэта застройки как элемента городской среды предполагает выделение силуэтных композиций в качестве отдельных объектов исследования и адаптацию критериев ценности городского ландшафта к силуэтным характеристикам застройки. Помимо общих ценностных характеристик, присущих всем элементам городской среды, особую ценность силуэта составляют художественные качества контурной линии, очерчивающей абрис зданий и сооружений на фоне неба (небесная линия). Система критериев силуэтной организации застройки, таким образом, включает параметры градостроительной, исторической и архитектурно-художественной ценности. Учитывая существенное значение в системе ценностных характеристик нематериальной ценности, при анализе силуэтной организации застройки необходимо принимать во внимание аспекты символического уровня, опыт исторических переживаний и культурных практик сообщества [16] (табл. 1).

Предложенная методика выявления наиболее ценных силуэтных композиций была апробирована на анализе панорам центрального городского пространства Санкт-Петербурга. В рамках исследования были выделены 10 участков застройки набережных вдоль правого и левого берегов Невы, ограниченных элементами планировочного каркаса (площадями, улицами) и конструкциями мостов (рис. 1).

Особенности природного ландшафта предопределили структуру пространственного построения панорам городского центра. Речная гладь составляет передний план панорамных видов, протяженные линии застройки набережных и расположенные за ними массивы внутригородской застройки – средний и дальний планы.  Рифмующиеся между собой водное и воздушное пространства, обрамляющие застройку, предопределяют особую поэтичность, «картинность» архитектурных пейзажей исторического центра Санкт-Петербурга. Историко-градостроительный анализ, натурные и аналитические исследования позволили прийти к выводам о ценностных характеристиках и параметрах сложившихся силуэтных композиций архитектурных панорам.

 

Таблица 1

Оценка силуэтной организации застройки

 

Критерии оценки

Объект/параметры оценки

Степень выраженности признака/характеристики

 

Градостроительная ценность

роль комплекса застройки в структуре градостроительного каркаса 

высокая

комплекс застройки маркирует главные оси исторического планировочного каркаса; вертикальные доминанты акцентируют планировочные узлы;

средняя

комплекс застройки расположен в структуре исторического планировочного каркаса;

низкая

комплекс застройки не связан с историческим планировочным каркасом

Историческая ценность (целостность, подлинность)

сохранность исторического объемно-пространственного решения и архитектурного облика зданий, сооружений – историческая репрезентативность (представленность) этапов строительной истории комплекса застройки

высокая

высокая степень сохранности подлинных объемно-пространственных композиций зданий и сооружений, включая форму и конфигурацию крыш, декоративных завершений, венчающих карнизов

средняя

исторические объемно-пространственные композиции зданий и сооружений, включая формы и конфигурации крыш, декоративные завершения, венчающие карнизы, сохранились частично, имеются поздние включения

низкая

исторические объемно-пространственные композиции зданий и сооружений, включая форму и конфигурацию крыш, декоративные завершения, венчающие карнизы, в основном утрачены, поздние включения оказывают негативное воздействие на восприятие исторической силуэтной композиции застройки

Архитектурно-художественная ценность,

культурная ценность

качество художественного образа архитектурных доминант и объектов фоновой застройки;

роль объекта в хранении и передаче от одного поколения к другому информации о развитии культурной традиции

высокая

репрезентативность приемов силуэтной организации фоновой застройки и архитектурных доминант различной типологии, периодов строительства и стилистики;

особая историко-культурная ценность зданий и сооружений (памятники истории и культуры федерального/регионального значения), архитектурных комплексов и ансамблей

низкая

изменения (перестройка, надстройка) исторических архитектурных и объемно-пространственных решений зданий и сооружений, поздние включения, нарушающие исторический силуэт 

 

 

Рис. 1. Схема панорам акватории Невы центрального городского пространства Санкт-Петербурга

 

 

Формирование вертикальной композиции центра Санкт-Петербурга обусловлено строгой регламентацией градостроительной деятельности на протяжении более, чем двухсот лет [2–4]. Ограничения высотных параметров, требования к размещению зданий, форме крыш и венчающих частей высотных сооружений способствовали выработке единых принципов застройки городского пространства, преемственности силуэтной организации застройки и объединению территорий, застраиваемых в разное время, общими характеристиками.

Произведения живописи и видовой графики XVIII-первой половины XX века отражают представления о ценности городских пейзажей и силуэтных композиций, поддерживаемые в сознании горожан и путешественников, устойчивой традиции визуального восприятия акватории Невы как сценического пространства [17–19] (рис. 2).

Градостроительная ценность каждого комплекса застройки раскрывается во взаимодействии с главной планировочной и композиционной осью – Невой. На протяжении всех исторических этапов градостроительного развития акватория Невы объединяла в единый каркас доминант Петропавловскую крепость, здания Адмиралтейской верфи, Троицкой церкви на Петербургском острове, Биржи на Васильевском острове, Исаакиевского собора, ансамбли Смольного и Александро-Невского монастыря.

Историческая ценность силуэта застройки определяется высокой степенью сохранности подлинных архитектурных решений венчающих частей построек и репрезентативностью исторических слоев развития силуэтной композиции. Завершающий этап формирования застройки исторического центра Санкт-Петербурга приходится на период послевоенного восстановления города в 1950-х гг., когда взамен утраченных объектов были возведены новые, а многие здания надстроены с соблюдением исторических принципов силуэтной организации. Данные особенности принимались во внимание при оценке исторической ценности и репрезентативности силуэта застройки, объектами поздних включений классифицировались здания, возведенные после 1960 г. 

Историческая застройка вдоль набережных Невы в пределах исторического ядра Санкт-Петербурга характеризуется чрезвычайно высокой степенью сохранности, звенья архитектурных панорам могут служить наглядной иллюстрацией типологического разнообразия, этапов градостроительного развития и смены стилистических предпочтений в архитектурном оформлении и силуэтной организации застройки вдоль главной композиционной и планировочной оси.

 

Рис. 2. А – Стрелка Васильевского острова. И.В. Барт, 1810-е гг. Фрагмент

Б – Панорама Стрелки Васильевского острова. Фото, 2020 г.

 

 

Высокая архитектурно-художественная ценность силуэта застройки набережных Невы обусловлена качеством архитектурных проектов в части форм и конфигураций архитектурных доминант и акцентных завершений, крыш и декоративных венчающих элементов, композиционной завершенностью силуэтной линии целостных комплексов застройки. Практически все здания и сооружения, включенные в структуру лицевых фронтов застройки набережных, обладают особой историко-культурной ценностью, состоят на государственной охране как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) регионального и федерального значения, поздние включения единичны (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Ценностный анализ силуэта застройки Стрелки Васильевского острова

В – схема силуэтной организации застройки

Г – схема архитектурно-художественной ценности

Д  – схема исторической ценности (целостности)

 

Сохранение силуэта застройки в системе охраны исторического поселения

На основе комплексного исследования силуэта застройки в структуре панорам центрального городского пространства Санкт-Петербурга определены фрагменты застройки, силуэтная организация которых обладает особой ценностью и подлежит охране. Данные силуэтные композиции могут быть включены в состав предмета охраны исторического поселения в виде текстового перечня и графических схем.

Результатом графоаналитических исследований стало выявление на основе общих признаков пространственного построения, взаимодействия фоновой застройки и вертикальных доминант трех устойчивых типов силуэтной организации застройки – морфотипов, являющихся отражением исторического процесса формирования и поддержания «небесной линии» исторического ядра Санкт-Петербурга:

- линейный тип силуэтной организации фронтальной застройки прибрежной территории (М-1);

- пространственно –осевой тип силуэтной организации застройки прибрежной территории (М-2),

- смешанный тип силуэтной организации застройки прибрежной территории (М-3).  

Силуэтные композиции линейного типа (М-1) формируются очертаниями фоновой застройки, расположенной на прибрежной территории, и высотных зданий (доминант) среднего и дальнего планов, зеленых насаждений и вертикальных акцентов. К пространственно-осевым силуэтным композициям (М-2) отнесены комплексы застройки с многоплановым построением, в силуэте которых доминирует высотная доминанта, расположенная по центральной оси. Композиции могут включать дополнительные вертикальные акценты и зеленые насаждения. Силуэтные композиции смешанного типа (М-3) построены на сочетании приемов силуэтной организации, характерных для линейного и пространственно-осевого типов (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Схемы морфотипов силуэтной организации застройки прибрежной территории

А – Линейный тип (М-1); Б – пространственно-осевой тип (М-2); В– смешанный тип (М-3)

 

 

Оценка, описание и картирование силуэтных композиций являются важным этапом определения содержания мероприятий по выявлению и сохранению их ценности. На этом этапе методами натурного обследования и графоаналитических исследований выявляются факторы негативного воздействия на визуальное восприятие исторических силуэтных композиций. Существенное влияние на восприятие силуэта невских панорам оказывают включения зданий и сооружений, не соответствующих устойчивым характеристикам исторической застройки – значительно превышающие высотные параметры фоновой застройки, нарушающие исторический модуль застройки (здания-пластины), сооружения с хаотичной конфигурацией линий крыш и карнизов, вертикальными акцентами низкого художественного качества (Рис. 5-6). Такие включения в структуру среднего и дальнего планов способствуют искажению исторической конфигурации силуэтной линии застройки набережных, потере историко-культурной ценности визуального образа города, утрате культурной идентичности исторического городского ландшафта [20].

Определение границ территорий, в пределах которых необходимо регулирование градостроительной деятельности в целях охраны силуэтной выразительности застройки, проводится путем исследования глубины визуального восприятия силуэтных композиций, а также анализа системы визуальных и композиционных связей, целостности исторической среды. В целях охраны силуэтной организации застройки речных панорам Санкт-Петербурга в состав зоны сохранения силуэта, рекомендовано включить три подзоны:

–зона формирования силуэта (зона А) – территория ближнего и среднего планов панорам с фронтально расположенным комплексом застройки;

– зона сохранения силуэта (зона Б) – территория дальних планов панорам, обозреваемая при восприятии силуэтных композиций с основных видовых точек и путей восприятия;

– зона композиционно-видового влияния/потенциального развития силуэта (зона В) - территория, связанная визуально /композиционно с охраняемыми силуэтными композициями

Обобщая опыт исторического развития и поддержания ценностных характеристик силуэта представляется необходимым закрепить методами градостроительного регулирования сохранение и поддержание исторической преемственности в развитии силуэтной выразительности застройки прибрежных территорий. Введение ограничений градостроительной деятельности в границах данных зон позволит избежать негативного влияния на восприятие ценных силуэтных композиций нового строительства и реконструкции существующих зданий, будет способствовать преемственному развитию силуэтной выразительности застройки.

Система ограничений градостроительной деятельности может быть дифференцирована в зависимости от назначения зоны. В границах зоны формирования силуэта (зоны А) рекомендовано установление запрета нового строительства, за исключением восстановления утраченных исторических объектов, в том числе архитектурных доминант в режиме регенерации, введение строгих требований к реконструкции зданий и сооружений в части запрета изменения высотных отметок венчающих карнизов, коньков крыш, конфигураций скатов крыш, декоративных венчающих элементов. Данный комплекс мер направлен на сохранение сложившихся силуэтных композиций, восстановление исторического пространственно-видового каркаса. 

Ограничения деятельности в границах зоны сохранения силуэта (зоны Б) включают запрет на размещение новых высотных доминант, за исключением воссоздания утраченных, соблюдение высотных ограничений при реконструкции существующих зданий. Допустимые предельные параметры застройки, не оказывающие влияния на восприятие силуэтной линии застройки с основных видовых точек, определяются на основе расчетных методов и построения разрезов местности по характерным лучам восприятия.

Комплекс мер по регулированию градостроительной деятельности в границах зоны потенциального развития силуэта (зона В) направлен на преемственное развитие исторических сценариев силуэтной организации застройки методами нового строительства. Комплексная застройка/реконструкция прибрежных территорий, формирование пространственно-видового каркаса на основе морфологии городского пространства, соблюдение преемственности высотных соотношений объектов фоновой застройки и вертикальных доминант и воспроизведение морфотипов силуэтной организации застройки будут способствовать установлению зрительного диалога между историческим ядром и развивающимися районами, поддержанию преемственности художественно-эстетической выразительности городского пространства.

Выводы. В теории архитектуры и градостроительства накоплен достаточно значительный опыт анализа исторической среды и составляющих ее компонентов. На современном этапе охраны архитектурно-градостроительного наследия разрабатывается механизм сохранения силуэта застройки в составе предмета охраны «исторического поселения». В условиях смены парадигмы охраны исторических городских ландшафтов, поисков путей управления изменениями, связанными с включением новых объектов в сложившийся городской контекст, система критериев оценки и отбора охраняемых элементов среды, а также рекомендации по их охране могут быть разработаны на базе обобщенного исторического опыта с учетом современной ситуации и международных подходов.

Анализ соответствия силуэтных композиций застройки набережных р.Невы в пределах центрального городского пространства критериям градостроительной, исторической и архитектурно-художественной ценности позволил выявить наиболее значимые для образа города силуэтные характеристики, силуэтные композиции и устойчивые типы силуэтной организации застройки (морфотипы), моделирующие восприятие городского пространства. На основании исследования факторов воздействия предложен состав зон сохранения силуэта, в пределах которых рекомендовано установление ограничений градостроительной деятельности.

Изучение особенностей формирования и трансформации силуэтной организации застройки позволило смоделировать процесс охраны как сценарий поддержания целостности и художественной завершенности исторической среды, управления изменениями городского пространства и преемственного развития ценных характеристик среды. Комплекс ограничений градостроительной деятельности в границах зон сохранения силуэта должен включать требования к высотным параметрам новых объектов, архитектурному решению вновь возводимых и существующих реконструируемых зданий, формированию пространственно-планировочного каркаса.

Список литературы

1. Бунин А.В., Круглова М.Г. Архитектурная композиция городов. М.: Изд-во Академия архитектуры СССР, 1940. 204 с.

2. Баранов Н.Н. Силуэт города. Л.: Стройиздат, 1980. 183 с.

3. Мангушев Р.А., Новоходская Н.С., Дацюк Т.А., Кондратьева Л.Н. Петербургский «генетический код». Век XVIII и век XXI // Вестник гражданских инженеров. 2019. №5(76). С. 33-40

4. Захаров О.Н. Архитектурные панорамы невских берегов. Л: Стройиздат, 1984. 320 с.

5. Чудинова Т.С. Формирование вертикальной композиции исторических центров приречных городов (на примере городов Поволжья): дисс…. канд. Архитектуры. Москва, 1985. 173 л.

6. Makakli E.S., Ozker S. High rise buildings in historic cities // The Online Journal of Science and Technology. 2017. Vol. 7. Issue 2. P. 60-67

7. Митягин С.Д. Градостроительство. Эпоха перемен. СПб.: Зодчий, 2016. 280 с.

8. Marushina N., Nazarova A., Pasechnik I. Historical cities as object of protection: approaches to the preservation of urban planning heritage in Russia // E3S Web of Conferences 164, 05012 (2020). TRACEE-2019.

9. Nocca F. The Role of Cultural Heritage in Sustainable Development: Multidimensional Indicators as Decision-Making Tool // Sustainability. 2017.№9. 1882. 28p. Doi:10/3390/su9101882.

10. Бельская С.А. К проблеме определения понятия «Культурная ценность» [Электронный ресурс]. Системные требования: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-opredeleniya-ponyatiya-kulturnaya-tsennost (дата обращения: 21.02.2020).

11. Katerina Karaga. Urban skyline planning strategy analysis. Case study: London. ID: W15102397 MA International Planning and Sustainable Development, 2014-2015.

12. Czyńska K., Rubinowicz P. Visual protection surface method: Cityscape values in context of tall buildings\\ Proceedings of the 10th International Space Syntax Symposium [Электронный ресурс]. Системные требования: https://www.researchgate.net/publication/281837437_Visual_protection_surface_method_Cityscape_values_in_context_of_tall_buildings дата обращения 17.08.2020

13. Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры). Ст. 59 [Элетронный ресурс]. Системные требования: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения: 07.04.2021)

14. Веденин Ю.А. География наследия. Территориальные подходы к изучению и сохранению наследия. М.: Главный Хронограф, 2018. 472 с.

15. Курашов Ю.Ю. Критерии оценки объектов культурного наследия: культурно-исторический аспект и правовое решение // Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН. 2017. №4. С. 40-44

16. The Burra Charter: The Australia ICOMOS Charter for Places of Cultural Significance. Australia ICOMOS, Australia. 2013. [Электронный ресурс]. Системные требования: URL: http://www.icomos.org.tr/Dosyalar/ICOMOSTR_en0795934001587381516.pdf (дата обращения: 07.04.2021)

17. Федоров-Давыдов А.А. Петербург. Образ города в изобразительном искусстве // Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М.: Искусство, 1975. С. 286-349

18. Карев А.А. О семантике пространственных построений в русском изобразительном искусстве XVIII века: от проспектов М.И. Махаева к видам Ф.Я. Алексеева. // Вестник РГГУ. 2018.№3 (13). С.111-123. DOI:https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-3-111-123. С. 114

19. Петербург в ранней русской литографии. «Поэмы, сложенные в честь Петербурга». Государственный Эрмитаж. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.hermitage.ru/catalogs/1433297649/themes/1433297660/article/1433297662 - дата обращения 05.02.2021

20. Назарова А.Ю. Стратегия сохранения силуэта исторического города (на примере Санкт-Петербурга) // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2020. №5. С. 91-99.


Войти или Создать
* Забыли пароль?