СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ПОСТРОЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КОНСТРУКТИВНЫХ И ОБЪЕМНО - ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе рассматривается актуальная проблема технического регулирования в строительстве, в частности при разработке конструктивных и объемно-планировочных решений зданий общественного назначения. Целью работы является анализ действующей системы технического регулирования в Российской Федерации, с выделением в ее структуре группы нормативных документов, относящихся к разработке раздела проектной документации «конструктивные и объемно-планировочные решения» зданий общественного назначения. Необходимость такого анализа определяется проблемой отсутствия единой информационной базы нормативов, противоречивостью требований в документах различных ведомств и отсутствием оперативного обновления баз. Разработка конструктивного и объемно-планировочного решений проектируемого здания общественного назначения является основополагающей составляющей начального этапа инвестиционного процесса. Поэтому владение всей полнотой нормативной базы, необходимо для обеспечения проектировщика оперативной информацией для подготовки качественной проектной документации, сокращения количества замечаний экспертизы к принятым проектным решениям, сроков на корректировку проектных решений и последующих затрат инвестора на эксплуатацию объекта капитального строительства. Анализ и оценка эффективности функционирования системы, позволяет представить авторскую точку зрения на ее дальнейшее усовершенствование путем создания новой модели организации структуры нормативной базы документов технического регулирования для зданий общественного назначения, которая должна в своем составе содержать блоки нормативов для каждого типа общественных зданий .

Ключевые слова:
техническое регулирование, нормативные документы, добровольное применение, доказательная база, конструктивные и объемно-планировочные решения
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В Российской Федерации государственный контроль за обеспечением качественной и безопасной для потребителя продукции осуществляется через систему технического регулирования (далее по тексту «система»). Главным документом системы является Федеральный закон № 184 ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года (в современной редакции от 2017 года). Этот документ устанавливает единые требования к выпускаемой продукции и является обязательным для всех участников рынка услуг.

Строительная деятельность в Российской Федерации в обязательном порядке подлежит государственному регулированию и входит в сферу действия Федерального закона № 184 ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии со статьей 3 данного ФЗ, техническое регулирование  осуществляется в соответствии с принципами: «применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг»[1].

Согласно п. 1 ст. 48  № 190-ФЗ от 29 декабря 2004 г., архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка [2].

Одним из основных разделов процесса проектирования по созданию объекта капитального строительства, является разработка раздела 4 «конструктивные и объемно-планировочные решения» [3],  который  также подпадает под действие федерального закона « О техническом регулировании». Разработка этого раздела  является основополагающей составляющей начального этапа инвестиционного процесса. Безошибочность проектирования на этом этапе способствует разработке безопасных, надежных  в эксплуатации зданий, а так же   оптимизации затрат на  создание, возведение и дальнейшую эксплуатацию  объекта строительства.  Для достижения этих целей, процесс разработки конструктивного и объемно-планировочного решений должен быть оперативно обеспечен всеми необходимыми документами технического регулирования, а проектировщик должен иметь возможность владеть всей полнотой действующей и актуальной  нормативно-технической базой[4].

Техническое регулирование в строительстве представляет собой систему  законодательных и нормативных документов, обеспечивающую государству контроль по обращению на рынке безопасной и качественной продукции. Система состоит из документов обязательного и добровольного применения, располагает обширным списком законодательных, нормативных  и технических документов, разработанных и утвержденных на различных уровнях -  Российской Федерации, ее субъектов, а также различных ведомств. [1].

Система берет начало в условиях планового хозяйства СССР и  продолжила свое становление в современных  условиях рыночной экономики. Документы,   составляющие систему, создавались в разное время, многие из них носят ведомственный характер, часто вступают в противоречие  друг с другом, а также теряют актуальность в разные сроки. Это существенно усложняет работу проектировщика, а также его взаимоотношения с экспертными органами  и службой Заказчика-Инвестора[5]. Существует    объективная      необходимость детального анализа документов системы, пригодных для внедрения в практику применения, как при подготовке проектной документации на строительство общественного здания  в целом, так и  при разработке раздела 4 проектной документации, в частности.

Система технического регулирования в Российской Федерации представлена несколькими группами документов:

- документы подлежащие обязательному исполнению,

- документы подлежащие добровольному применению,

- документы , применение которые носит рекомендательный характер.

Вторая и третья группа документов являются так называемой «доказательной базой» выполнения документов, входящих в первую группу.

Документы обязательного исполнения имеют статус Федеральных законов, они  разработаны на основании  и в соответствии  с положениями Федерального закона № 184 ФЗ «О техническом регулировании»,  и принимаются  нормативными правовыми актами федерального органа  исполнительной власти по техническому регулированию. Ряд этих документов носит название «технический регламент», содержат перечень и описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам  и правила идентификации для применения регламента, а также правила оценки соответствия  требованиям регламента. Оценка соответствия объекта капитального строительства по выполнению требований документов, обязательных  к исполнению, проводится государственными органами в форме государственного контроля, регистрации, испытания, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого завершено[1].

Таким образом, создание объектов капитального строительства регулируется  следующими техническими регламентами :

- Федеральный закон РФ от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

- Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- «Технический регламент о безопасности лифтов", утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 782*.

 

Риcунок 1 – Система документов технического регулирования для добровольного применения в строительстве

Основным документом, который необходимо выполнять при разработке проекта на строительство зданий, является  Федеральный закон РФ от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Согласно статьи 3 данному ФЗ, объектом регулирования выступают здания и сооружений любого назначения ( включая здания общественного назначения), сети и системы инженерно-технического обеспечения. Положения этого документа распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружений. [5]. Технический регламент устанавливает минимально необходимые требования, выполнение которые должны обеспечить механическую и пожарную безопасность здания, его безопасность  при опасных природных процессах и явлениях техногенных воздействиях, безопасность пользования и создания безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях, доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, энергоэффективность и безопасный уровень воздействия здания на окружающую среду.   

Обязательными для применения при создании объектов капитального строительства являются законы Российской Федерации:

Федерации»;

энергетической эффективности и о внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

благополучии населения".

Документы, применяемые на добровольной основе, а также носящие рекомендательных характер, содержат широкий спектр нормативно-технических документов. К ним относятся  Национальные стандарты (Ростехрегулирование) и Своды правил ( Минрегион России).

Рекомендательный характер носят  методологические документы : СНиП- строительные нормы и правила (МигрегиоН), НПБ- нормы противопожарной безопасности ( МЧС России), СанПиН- санитарные нормы и правила (Минздравсоцразвитие).

В  перечень  доказательной базы входят документы различного уровня принадлежности строительные нормы и правила Российской Федерации (ФСН), Своды правил по проектированию, строительству, а так же эксплуатации зданий и сооружений(ФСП),территориальные строительные нормы (ТСН), нормативно-правовые документы уровня отдельных субъектов, отраслевые стандарты и другие документы ( Рис.1).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 ред. от 10.12.2014) "О составе

разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", основой для разработки

конструктивного и объемно-планировочного решения общественного здания является архитектурное решение.

 

Рисунок 2 – Взаимосвязь нормативной базы  при разработке разделов проектной документации

Здания общественного назначения предназначены для временного пребывания людей и выполнения функциональных процессов определенного рода, характерных для каждого из типов общественного здания.

Архитектурное решение общественного здания разрабатывается  на основании действующих нормативных документов, относящихся к конкретному типу проектируемого общественного здания, оформляется в виде эскизного проекта и проходит стадию утверждения у Заказчика и Инвестора. На архитектурное решение влияют множество факторов и нормативных требований, таких как анализ градостроительной ситуации, градостроительных ограничений и обременений, общий градостроительный замысел, требования заинтересованных  служб по ограничению высоты будущего здания, природно-климатические условия, существующая застройка ( ее планировочная структура и этажность), ориентация участка по сторонам света, его конфигурация, а так же функциональное назначение объекта, его типологические особенности,  влияют на определение основных параметров здания: расположение,  габариты, форму в плане, этажность и стилистическое решение, т.е. на архитектурное решение здания.

Общественные здания  должны размещаться на отводимых для проектирования и строительства земельных участках, их размещение на генеральном плане необходимо осуществлять   в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» , Федерального закона от 25 ноября 2001 г. № 136 -ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации», а также градостроительных нормативов субъекта РФ.  Размеры земельных участков для размещения общественного  здания, нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания, радиусы пешеходной и автомобильной доступности, транспортная инфраструктура, а также система инженерного обеспечения должны приниматься на основании нормативных требований  СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.) 

На основании утвержденного архитектурного решения, разрабатывается конструктивное и объемно-планировочное решения проектируемого здания. Ряд нормативных требований при разработке этих разделов пересекаются, на принятие решений по этим разделам влияют также нормативные требования и других разделом проекта (Рис.2).

Таким образом, для подготовки качественной проектной документации, принятия  нестандартных конкурентных конструктивных и объемно-планировочных решений, своевременного выявления и устранения ошибок проектирования на всех этапах, эффективных решений по снижению затрат при последующей эксплуатации зданий, необходимо использовании современных нормативных баз, которые должны оперативно дополняться (заменяться) актуализированными нормативными документами системы технического регулирования Российской Федерации.

Потребность актуализации путем внесения изменений и дополнений в действующие строительные нормы и правила вызвана необходимостью:

- приведения ряда положений строительных норм и правил в соответствие с регулярно изменяющимися и дополняющимися положениями Градостроительного и Жилищного кодексов РФ, Федерального закона «О техническом регулировании»;

- решения вопросов, возникающих перед проектными и строительными организациями в связи с появлением и необходимостью внедрения тех или иных новых технологических и конструктивных решений;

- учета результатов исследований и лабораторных испытаний новых строительных материалов и изделий, отечественного и зарубежного опыта строительства и проектирования, потребностью в некоторых случаях гармонизации СНиП с международными техническими нормами и внедрения еврокодов;

- учета интенсивного развития техники и технологии строительства, инноваций в сфере энергосбережения;

- устранения ошибок и неоднозначности толкований, приведения устаревших положений СНиП в соответствие с современными нормативно-правовыми актами в области проектирования и строительства, рыночным характером отношений в строительной отрасли.

Эффективное решение данного вопроса может быть основано на создании и совершенствовании новой модели организации нормативной базы по блочному принципу. Эти блоки должны объединить  нормативные требования  различных уровней подчиненности и ведомственной принадлежности при поиске и для принятия верного  проектного решения конкретной проблемы при разработке конструктивного и объемно-планировочного решения зданий общественного назначения .

Целесообразным путем развития системы будет являться разработка блоков модели организации нормативной базы для каждого типа зданий общественного назначения. Кроме того, построение информационной системы параметрического моделирования элементов объемно – планировочных решений зданий позволит не только осуществлять эффективную проектную экспертизу на стадии создания проектной документации, но и отыскивать и устранять многочисленные противоречия отдельных действующих документов существующей базы технического регулирования в области конструктивных и объемно – планировочных решений.

 

Список литературы

1. Федеральный Закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (с изменениями от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 01.05.2007 № 65-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 18.07.2009 №189-ФЗ, от 30.12.2009 №385-ФЗ).

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф.». Разд. «Законодательство». Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

3. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 ред. от 10.12.2014) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

4. СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

5. Постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

6. Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

7. ГОСТ Р 21.1001-2009 «Система проектной документации для строительства. Общие положения».

8. «Положение об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

9. ГОСТ Р 21.1001-2009 «Система проектной документации для строительства. Общие положения».

10. СНиП 10-01-94 - Система нормативных документов в строительстве. Основные положения.

11. ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».www.nostroy.ru.

12. Avilova I.P., Naumov A.E., Shchenyatskaya M.A. Improving the economic efficiency of construction investments by means of technological risks management // Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2016. Т. 8. № S2. С. 1502-1518.

13. Адамович В.В., Бархин Б.Г., Варежкин, В.А. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. М.: Стройиздат, Издание 2-е, перераб. и доп. 1984. 543 с.

14. Вилкова С.А. Основы технического регулирования. М.: Academia, 2017. 208 c.

15. Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании». М.: Юстицинформ, 2013. 168 c.

16. Гусева Т. А., Чапкевич Л.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании». М.: Юстицинформ, 2014. 168 c.

17. Крундышев Б.Л. Архитектурное проектирование жилых зданий, адаптированных к специфическим потребностям маломобильной группы населения. Издание: Лань, 2012. 208 с.

18. Нейман К.И., Абакумов Р.Г., Наумов А.Е. Теоретические и практические аспекты строительного мониторинга при постреконструкционной эксплуатации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 4 (22). С. 167-170.

19. Синенко С.А., Мамочкин С.А., Жадановский Б.В. Основы нормативной базы в строительстве. М.: Стройиздат, 2016. 200 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?