ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ МАЛЫХ ГОРОДОВ РФ НА ПРИМЕРЕ Г. ВАЛУЙКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Качественные характеристики архитектурно-пространственной среды в многом диктуют образ жизни населения, затрагивают как реальное поведение людей, так и уровень сознания, определяют установки и ценностные ориентации. Целью работы является выявление основных проблем городских архитектурных пространств малых городов, которые в последующем играют важную роль для повышения качества жизни и поиск перспективных методов их архитектурной трансформации, применимых для малых городов РФ на примере г. Валуйки. На основе опроса местных жителей об уровне комфорта архитектурной среды и анализа городских пространств определены приоритеты времяпрепровождения населения, а также рассмотрены виды структурирования городских архитектурных пространств. Пространства, получившие низкую оценку уровня комфорта, тщательно проанализированы, выявлены основные проблемы, препятствующие развитию городских территорий. На основе мирового опыта предложены следующие методы трансформации городских архитектурных пространств: «обновление», «приоритет», «устранение», «внедрение». Фактор комфортности среды должен быть признан решающим в организации городской среды, так как без него невозможно её архитектурное формирование. Как показывает практика, создание общественного пространства не ограничивается временными интервалами – оно развивается постоянно, требуя каждодневных изменений. Именно поэтому поиск и совершенствование научно-разработанных методов трансформации сложившихся общественных пространств в структуре городской застройки является актуальным направлением.

Ключевые слова:
городские пространства, средовое формирование, трансформация городского пространства, средовая обстановка, архитектурное воспитание, плейсмейкинг, комфорт, урбанизированность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Общественные территории в процессе эволюции фактически подтверждают, что общественным пространством прежде всего считается место в городе, улица или площадь, где сосредоточена общественная жизнь городского населения. Под предметно-пространственной средой понимается окружение, совокупность природных и искусственных пространств и их постоянное наполнение, находящиеся в регулярном взаимодействии с человеком и изменяемое в процессе жизнедеятельности. Изучением городских пространств, их структур и методов трансформации занимались такие зарубежные теоретики как Джей Джекобс, одна из основоположников движения нового урбанизма, Рем Колхас, Ян Гейл, и др. Из отечественных урбанистов, которые внесли вклад в теорию городских архитектурных пространств, следует отметить А. Высоковского, он первый начал в конце 80-х – начале 90-х гг. XX века развивать в России принципы правового зонирования, также следует отметить труды Л. Когана, В. Глазычева и др. В настоящее время о возможных вариантах трансформации общественных пространств интенсивно говорят специалисты компании КБ «Стрелка», которая основывается на течении новый урбанизм.

Городское архитектурное пространство – это социально- и функционально- значимые участки города, вычлененные при помощи зданий, сооружений и ландшафта, которые выполняют специфические градообразующие функции, способствуют улучшению санитарно-гигиенического режима города (аэрация, инсоляция) и являются источниками формирования эмоционально-художественного климата городских территорий. К этой категории градостроительной составляющей относятся: парки, скверы, площади, места для гуляния, улицы, аллеи, крытые переходы, аркады, пассажи и т.п. Городские пространства являются искусственно созданной средой, которую человек формирует в соответствии с особенностями разнообразных процессов своей жизнедеятельности.

Однообразие современной массовой застройки во многом связано с отсутствием в городской среде подобных пространств. Свободные пространства в структуре города, зачастую являются не воплощением проектного решения архитекторов и дизайнеров, а случайным элементом, стихийно возникшим в городской среде. Общественному пространству присущи свои особые функции:

  • социальная – через взаимодействие людей друг с другом и властью;
  • рекреационная – место для проведения досуга;
  • познавательная – выступает в качестве инструмента сохранения историко-культурных и национальных ансамблей [1].

Зачастую эти функции теряют свою роль, если жизнь города тщательно не продумана и не организована. Изменение общественных пространств, то есть изменение площадей, улиц и прочего происходит непрерывно и является одними из основных процессов в урбосреде. Оно возникает как от смены предпочтений в обществе, так и от недостатка внимания по отношению к общественному достоянию. Общественные владения должны быть большим, чем просто пространство, оставшееся среди зданий и сооружений, стать неотъемлемым компонентом урбосреды, спроектированным «по последнему слову», который связывает прошлое и будущее города. Именно это порождает у обитателей пространств чувство причастности его всему обществу. Чем выше степень урбанизированности городской среды, тем большими навыками городского образа жизни владеет горожанин и тем выше его требования к среде; это доказано результатами многократных исследований [2].

Методология. При проведении исследования использовалисьметоды социологического опроса об уровне комфорта городских пространств, анализ зарубежного и отечественного опыта реорганизации городских пространств, метод моделирования и структурный анализ.

Основная часть. Сегодня общественные пространства становятся основной средой обитания жителей города, «третьим местом», где они проводят время между работой и домом. Это одновременно и территория общения, и зона отдыха, и место переговоров, экспозиций. Понятие «третье место» используется в литературе в качестве синонима общественного или публичного пространства. В настоящее время во многих городах РФ имеют место проблемы устаревания, деградации общественных пространств, особенно это касается малых городов. В этой связи необходимы поиски научно-обоснованных методов трансформации некомфортных устаревших пространств в структуре сложившейся городской застройки.Рассмотрим данную проблему на примере малого города Валуйки Белгородской область. Валуйки самый южный город Белгородской области (152 км к юго-востоку от Белгорода) основан в 1593 году, как оборонительная крепость на границе Московского государства. В настоящее время является административным центром Валуйского района. Расположен город на высоком правом берегу реки Валуй, в 15 км от границы с Украиной.

Междисциплинарный подход, основанный на анализе социальных факторов развития территорий, географических особенностей и градостроительном регулировании развитием территории города и пригородов и их застройку позволит обеспечить устойчивое развитие, сформировать принципы градостроительного развития территорий и взаимоувязать структурно-пространственные и социальные факторы [3].  С целью выявления основных проблем формирования комфортной среды в г. Валуйки авторами был проведен опрос местных жителей. Общественные пространства были классифицированы по признаку их масштаба, начиная от малых пространств, представленных дворовыми территориями до площадей и скверов районного и городского значения. В результате опроса и анализа городских пространств г. Валуйки выявлены основные проблемы, снижающие комфортность общественных городских пространств и их перспективное развитие. Полученные информационные данные сведены в таблицу 1.

 

Таблица 1

Результаты анализа городских архитектурных пространств г. Валуйки

Элемент

городского

 пространства

Выявленные проблемы

Перспективное развитие

1

Двор

  • узкие пешеходные дорожки;
  • элементы детской площадки имеют недостаточный эстетический облик и низкий уровень безопасности;
  • отсутствует зонирование дворовой территории: нет конструктивно выделенной зоны для детей, подростков, зоны для взрослых и для людей пожилого возраста;
  • многие жильцы отмечают, что количество пользователей двора сократилось из-за того, что отсутствуют спортивные снаряды;
  • недостаточный уровень освещенности территории, что заметно снижает уровень безопасности в тёмное время суток;
  • места для сидения недостаточно вместительные и небезопасные;
  • низкий процент озеленения дворовой территории;
  • подтопление дворовой территории;
  • проблемы пешеходной доступности во дворе, подходы к подъездам и тротуары используются в качестве парковок для автомобилей;
  • отсутствие элементов для маломобильных групп населения;
  • во дворе сложно ориентироваться, так как много однотипных элементов;
  • фасады жилых домов имеют недостаточно эстетический архитектурных облик;
  • из-за некачественного средового формирования развивается девиантное поведение
  • размещение во дворе безопасной парковки для велосипедистов;
  • организация спортивной площадки;
  • увеличение парковочных мест;
  • реорганизация детских игровых площадок;
  • проектирование пандусов и других элементов для маломобильных групп населения;

 

2

Улица

  • отсутствие велосипедных дорожек;
  • небезопасное пересечение проезжей части пешеходами;
  • низкий уровень качества асфальтного покрытия;
  • дефицит парковочных мест вблизи часто посещаемых объектов;
  • недостаток пешеходного пространства за счет расширения дорожных полос;
  • недостаточно эстетический архитектурный облик зданий и сооружений;
  • недостаточный уровень озеленения.
  • повышение уровня безопасности;
  • обновление архитектурного облика зданий;
  • увеличение парковочных мест;
  • повышение уровня озеленения;
  • расширение пешеходных зон;

 

3

Площадь

(на примере Привокзальной площади)

  • большая часть площади отдана под парковочные места для автомобилей;
  • затруднено движение пешеходов;
  • загрязненная экологическая составляющая из-за нерационального размещения парковок для автомобилей;
  • недостаточный уровень благоустройства;
  • неэффективное устранение загрязнений твердых бытовых отходов.
  • формирование рациональной и безопасной пешеходной сети;
  • увеличение доли озелененных пространств;
  • рационализация движения автомобилей и паковочных мест;

4

Парк/сквер

  • нерациональная трассировка пешеходных путей в структуре зеленой зоны;
  • низкое качество освещения;
  • отсутствие трасс велодвижения;
  • недостаточное количество мест для сидения;
  • низкое функциональное разнообразие;
  • подтопляемость территории;
  • недостаточно развитый зеленый каркас территории;
  • может низкое качество тротуарного мощения;
  • наличие неорганизованных парковочных мест на территории парка/сквера;
  • из-за некачественного средового формирования развивается девиантное поведение
  • формирование удобной и доступной пешеходной сети для маломобильных групп населения;
  • увеличение количества мест для сидения;
  • развитие зеленого каркаса территории
  • организация трасс велодвижения;
  • развитие многофункциональности территории;

 

 

 

Положительные реакции со стороны жителей являются подтверждением высокой степени приспособленности среды к реализации основных функций. Как правило, такие пространства правильно структурированы изначально и не требуют реорганизации. А пространства, получившие низкую оценку уровня комфорта, тщательно проанализированы, выявлены основные проблемы, препятствующие развитию городских территорий, среди которых наиболее актуальными являются следующие: недостаточно развитая пешеходная сеть, отсутствие трасс велодвижения, нерациональная организация парковок для автомобилей, монофункциональность территорий, низкое качество твердых покрытий и освещения, развитие девиантного поведения. Авторами был проанализирован зарубежный и отечественный опыт и на основе этого предложены следующие методы трансформации городских архитектурных пространств:

  1. Обновление. Поскольку современная практика предлагает большое разнообразие средовых ситуаций, рассмотрим данный метод трансформации на примере дворового пространства. Новые формы дворовых пространств имеют необходимость выявления их типологических особенностей с учётом новых гуманизированных проектных установок. В структуре образования каждого вида используются определенные архитектурно-художественные средства, соответствующие культурно-исторической эпохе создания ансамбля, или сочетание разновременных разностилевых художественных средств и приемов, поддерживающих функцию преемственного включения ансамбля в современные процессы изменения архитектурного облика города. Немаловажное требование к формированию моделей преобразования дворов – определение особенностей художественной организации дворовых пространств – реализуется посредством выявления архитектурных приемов и форм искусства [4]. Руководствуясь принципом функциональной наполненности территорий дворов г. Валуйки, можно выделить две группы дворовых пространств: монофункциональные дворовые пространства и полифункциональные дворовые пространства [5]. В пять основных функциональных зон полифункциональных территорий дворов входят:
  • зона входа – часть придомовых территорий, примыкающих ко входам в жилые дома;
  • зона парковки – предназначена для хранения автотранспорта;
  • зона шумного отдыха – где размещаются рекреационные площадки, предназначенные для видов отдыха с высокими шумовыми характеристиками;
  • зона тихого отдыха – где размещаются рекреационные площадки, предназначенные для видов отдыха с низкими шумовыми характеристиками. Такие площадки должны быть защищены со стороны улично-дорожной сети и со стороны зон шумного отдыха [6].

В данной ситуации большинство дворов в г. Валуйки можно отнести к группе монофункциональных дворов, что усугубляет жизненные характеристики двора. Метод трансформации «Обновление» подразумевает полную или частичную замену существующих элементов дворовой среды без изменения функционального назначения. На основе результатов опроса максимально быстро формируется модель преобразования, которая так же может включать в себя позднее предложенные методы трансформации.

Таким образом, исследование существующих особенностей организации дворовых пространств раскрывает не только проблемные стороны организации и оформления дворов, но и указывает на предпочтительные приемы преодоления этих проблем в рамках возможностей дальнейшей трансформации. Предложенная модель преобразования дворовых пространств, оперируя набором различных по специфике эмоционально-эстетического и преобразующего воздействия художественных средств, формирует качественно иную архитектурную среду, открытую для последующих изменений и инноваций [7]. В первую очередь, необходимо стремиться к тому, чтобы территория двора отвечала интересам как можно большего количества различных групп [8]. Но если по определенным причинам внедрение новых функций невозможно, то существует метод членения уже существующей функции. Так, например, детскую площадку можно разделить на зоны использования разных групп детей.

  1. Приоритет. Основным методом улучшения состояния городского пространства является обновление улиц, чтобы сделать их более комфортными для местных жителей и туристов. Улицы, имеющие небольшую пропускную способность автомобилей следует отдать в приоритет пешеходам и велосипедистам. Лишние автомобильные пути могут использоваться под более нужные функции, например, под небольшие скверы, которые так необходимы в городах. Зеленые островки служат жителям небольшим местом отдыха и воссоединением с природой.

По предпочтениям городских жителей существует множество различных по функциям городских территорий общественного назначения, такие как места тихого и активного отдыха, детские игровые площадки, площадки для пребывания с питомцами, различные территории узкого профиля (торговые, спортивные, творческие и т. д.). Объединениям по общим интересам будет удобно и комфортно размещаться на доступных площадках, проводить свой досуг и отдыхать от повседневной рутиной работы. В общественной жизни превалировало чувство сообщества и коллективной судьбы [9], поэтому формирование функционально значимых территорий рождает в жителях чувство влечения к определенной деятельности и создает новый контакт между новыми людьми. Помимо того, что эти пространства несут свою определенную функцию, их основное назначение – транзитный путь. Правильно разграниченные потоки автомобилей и пешеходов дают возможность чувствовать себя на своей территории безопасно и комфортно. Так, например, улица Св. Хьюберта (Квебек, Канада) преобразилась в 2014 г., где в основе трансформации лежал приоритет пешеходной сети. Из трех полос движения оставили одну, тем самым снизилась пропускная способность автомобилей и повысилась безопасность для пешеходов. Одна полоса служит парковкой для машин и велосипедов, на которой в некоторых местах располагаются растения в кадках, разграничивающие пешеходную и автомобильную зону. В данной ситуации водитель становится осторожней и внимательней. Другими не менее значимыми средствами разграничения могут выступать малые архитектурные формы и объекты, зеленые насаждения, дорожные знаки, указатели и т. д. При соблюдении заданных правил воспитывается уважение к каждому человеку и растет уровень качества жизни. Максимальное внедрение зеленых участков увеличивает связь человека с природой и экологическую составляющую пространства. Зеленые декорации всегда можно обновлять и преобразовывать, таким образом подчеркивая многообразие пространственного формирования. Создание комфортной среды – проблема, определяющая в будущем образ всего города. Это результат воздействия целой системы взаимосвязанных сил, благодаря которым сам город, собственно, и складывается [10].

  1. Устранение. Заметно усугубляет экологию городского пространства большое скопление автомобилей в одном месте, что также негативно сказывается на здоровье жителей. Рассмотрение трансформации пространства и ландшафта площадей городов Европы в средние века дает понимание того, что этот процесс не был одноступенчатым [11]. Старые асфальтированные площади с появлением автомобилей стали парковками, что уничтожило их основную функцию. Решением данной проблемы выступает локальное устранение парковок, как например на улице Амстердамштраат в г. Антверпен, Бельгия (рис. 1), итогом которого являются широкие пешеходные пути, озелененные островки и сезонные кафе и рестораны. В качестве средств трансформации выступают полная замена асфальтного покрытия на привычное человеку мощение, а также появление мест отдыха и зеленых зон. Комплексно данные методы вернут площади ее изначальное историческое предназначение.

Сколь большое значение не придавалось бы функционированию объекта, удобству пользования им и его экономичности, все же этого недостаточно, чтобы полностью удовлетворить современные требования. Потребитель предъявляет свои требования и в отношении определенных социально-обусловленных эстетических параметров [12]. Как утверждает Ян Гейл, исчезло ощущение «человеческого масштаба» [13]. Иными словами, констатируется ухудшение качества жизни. Главную проблему Гейл видит в острой борьбе за площади и пространство между пешеходами и автомобильным транспортом. Важно правильно организовать пространство, где человек не будет по большей части чувствовать себя угнетённым. Улицы должны создаваться, учитывая не только водителей, но и пешеходов. В настоящее время проблемой стала нехватка пешеходного пространства. Всю территорию по максимуму отдают под парковочные места, ущемляя пешеходов, поэтому рационально созданный баланс территории должен отражать уровень комфорта каждого в своей роли горожанина.

  1. Внедрение. Заброшенные городские территории подвержены полной деградации, если вовремя не принять меры. Нерационально используемые пространства зачастую имеют большой потенциал, однако не всегда удается организовать его на перспективу. Территория в центральной части г. Валуйки в виде подтопляемой территории вдоль реки Везелка имеет недостаточно развитую инфраструктуру для общественной территории, что является признаком для дальнейшей ее трансформации. Это место горожане называют «центральным пляжем», что уже следует принять во внимание при разработке вариантов перспективных решений и поиске методов трансформации.Появлению местного сообщества на локальных территориях способствует плейсмейкинг (развитие общественных пространств). Этот термин, сформулированный впервые в 1970-х гг. в среде ландшафтных архитекторов и градостроителей, обозначает многосторонний подход к планированию, дизайну и менеджменту общественных пространств [14]. Главным критерием при создании городской среды является структура проведения свободного времени горожан, поскольку именно в этой сфере деятельности в большей степени проявляется свобода выбора места, времени, партнера общения. Это позволяет выявить общие тенденции в использовании городского пространства.

Социально-культурное разнообразие образа жизни в городе – важнейший признак самого феномена города. Поэтому формирование актуальных пространств всегда необходимо. В настоящее время городскому населению необходим отдых в тихом и экологически чистом месте, в тоже время недалеком от повседневного пребывания. Наиболее подходящими для г. Валуйки являются парковые территории, так как город оснащен малым количеством зон отдыха. Формирование парковых комплексов в береговой зоне будет не только приемом поддержания устойчивости среды и сохранения природного потенциала, но и общедоступной территорией, объединяющей «две половины» города [15].  На пустыре могут появиться велодорожки, пешеходные зоны, кустарники, деревья и огромная зеленая лужайки для отдыха, например, как возле заброшенного здания на Этуотер-стрит в г. Детройт, США
(рис. 1).

 

Таблицы

Рис. 1. Перспективные методы трансформации городских архитектурных пространств.

Автор: Касенкова Я.А.

 

 

Также актуальным является применение малых форм для временного заполнения пространства с целью повышения эффективности использования городских территорий [16].

Заключение.Фактор комфортности среды должен быть признан решающим в организации городской среды, так как без него невозможно её архитектурное формирование. При проектировании нужно осознавать тот факт, что общественное пространство создается, а не проектируется. Разница в данных понятиях существенна, поскольку можно совершить ошибку, которая приведет к деградации территории. И, как показывает практика, создание общественного пространства не ограничивается временными интервалами – оно развивается постоянно, требуя каждодневных изменений. Именно поэтому поиск и совершенствование научно-разработанных методов трансформации сложившихся общественных пространств в структуре городской застройки является актуальным направлением. Качественные характеристики архитектурно-пространственной среды в многом диктуют образ жизни населения, затрагивают как реальное поведение людей, так и уровень сознания, определяют установки и ценностные ориентации.

Список литературы

1. Бредихин И.Д. К дискуссии о понятии и признаках дефиниции «Общественное место» в административном законодательстве // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2011. №19. С. 85-89.2. Масталерж Н.А. Формирование концепции общественного пространства как структурного элемента городской среды // Архитектон: известия вузов. 2013. №43. С. 61-73.

2. Перькова М.В. Особенности градостроительного развития элементов и сети малых городов Белгородской области // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. №6. С.63-65.

3. Филатенко А.С. Особенности архитектурно-художественной организации дворовых пространств Екатеринбурга [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. 2011. №34. Приложение. URL: http://archvuz.ru/2011_22/31 (дата обращения: 23.10.2018).

4. Барсукова Н.И., Фомина Э.В. Типичные и нетипичные жилые дворы в городской среде // SWorld. 2015. №21. С.21-30.

5. КБ Стрелка. Благоустройство дворов: Методические рекомендации по реализации проектов повышения качества среды моногородов. Москва, 2017. 42 с.

6. Филатенко А.С. Модели преобразования дворовых пространств // Архитектон: известия вузов. 2012. №38. С. 53-58.

7. Лебедева Н.А. Неравенство в пространстве городских дворов // Молодой ученый. 2015. №5. С. 589-594.

8. Герцог Л.А. Вернуться в центр. М.: Ос-тин: Университет Техас Пресс, 2006. 301 с.

9. Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды: Учеб. пособие для архит. спец. вузов. М.: Высш. Шк., 1990. 223 с.

10. Шабуров П. В. Трансформация пространства и ландшафта площадей городов Европы в Средневековье [Электронный ресурс] URL: http://pdf.knigi-x.ru/21tehnicheskie/401658-1-1-transformaciya-prostranstva-landshafta-ploschadey-gorodov-evropi-srednevekove-shabur.php (дата обращения: 03.11.2018).

11. Эстетическая организация формы в дизайне архитектурной среды // Arhplan. 2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.arhplan.ru/buildings/objects/aesthetic-forms-organization-in-design (дата обращения 02.11.2017) (дата обращения: 09.11.2018).

12. Гейл Я. Города для людей. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012. 276 с.

13. Дерек Т. Плейсмейкинг: Методология городского дизайна. М.: Нью-Йорк Раутледж, 2016. 159 с.

14. Касенкова Я.А. Ландшафтно-градостроительная организация рекреационных зон в структуре прибрежных территорий малых городов на примере города Валуйки // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова. 2016.С. 2686-2690.

15. Линч К. Образ города. Пер. с англ.; под ред. А.В. Иконникова. М.: Стройиздат. 1982. 328 с.

16. Lynch K. The image of the city: Per. from English. K. Lynch; by ed. A.V. Ikonnikova. M.: Stroiizdat, 1982, 328 p.


Войти или Создать
* Забыли пароль?