Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Архитектурная экспозиция – предмет профессионального мышления, в котором рассматривается зависимость процесса образования знаковых форм и текстов от содержания восприятия, приобретённого зрителем в процессе видения, представления и понимания многослойной архитектурной формы. Историческое развитие античного термина «симулякр» продолжи-лось в философских дискурсах постмодернизма, в которых термин определился как семиотический знак или изображение, не имеющего означаемого объекта в реальности или оригинала в действительности. Отталкиваясь от этой дефиниции, автор использует особенности архитектурного формообразования для кодификации симулякров и рассмотрения орнамента в качестве многослойных структур, участвующих в организации фасадов. Изоморфный код использует принцип коллажа для компоновки изобразительного слоя (рисунок, фотография) по-верх слоя строительного материала и сквозь его предметы. Метаморфическое кодирование основывает симулякры на суперпозиции естественно-искусственных слоёв, отображающих изменение их состояний в орнаменте. Параморфичный код шифрует позицию автора в зрелище явления орнаментальных структур.

Ключевые слова:
субстанция орнамента, изоморфный, метаморфический, параморфичный коды симулякров
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

1. Метаморфозы орнаментальной субстанции  в архитектуре ХХ века

Культура орнамента претерпела в прошлом веке значительные изменения, в том числе, в субстанции материала. Например, ажурные решётки В. Фаворского (рис. 1) в пост-современном здании заменили фотографии лилий, выполненные анонимным художником, были затем смонтированы в «веночки» и напечатаны на стеклянные панели, образующие поверхность фасада
(рис. 2). На этом сравнении работ архитекторов Бурова и Чобана выясняется, что за 60 лет толщина орнаментального слоя сократилась в десятки раз, трудоёмкость уменьшилась в сотни раз, а эстетическое качество, воплощённое в этом примере массовой застройки, уменьшилось в неизмеримые разы, но архитектурный гений Чобана очевиден на реконструированных фасадах офисов [2].

 

    

Рис. 1. А. Буров, Б. Блохин, В. Фаворский.

Медальоны и решётки в декоре жилого дома 27

по Ленинградскому проспекту. Москва, 1941

Рис. 2. С. Чобан. Офисное здание «Оранжерея» на территории бывшего завода «Россия»,

Санкт- Петербург, 2008

 

Незаконно сравнивать фасадную пластику Фаворского и цифровую графику безызвестного художника, но и то и другое представляют собой симулякр – иконическую форму знака, изображающего несуществующие в реальном мире объекты, фантазмы: в природе вам не найти ни подсолнухов Фаворского, ни лилий Чобана. 

«Светлый ум Франции» (по оценке философа-экзистенциалиста М. Хайдеггера) Жорж Батай уже в 40-е годы связал симулякр с раскрытием, разрывом смысловой замкнутости понятий, обращённых к идентичностям существования. Он изучает «суверенные моменты» бытия, которые не выразимы на «языке понятий» без тотальной потери смысла. Они, по мнению Батая, представляют «симулякр прерывности».  Опыт «суверенных моментов» меняет субъекта, реализующего себя в этом опыте, отчуждая его идентичность и высвобождает его к подлинному бытию. В таком контексте симулякр упраздняет возможность мысли о какой бы то ни было идентичности, обнаруживает проекто-сообразную функцию [4].

В контексте «идентичности понятий» и «суверенности графем» возникает повод сослаться на представления о материальной, процессуальной и структурных типах целостности систем формообразования, связанных с изоморфными, метаморфными и параморфными методами 3Д-моделирования, или одноимёнными шифрами в языковом кодировании симулякров [6]. 

2. Симулякры и копии.

Античный философ Платон утверждал, что творчество является либо божественным, созидающим природные предметы и их отображения, либо человеческим, творящим искусственные предметы и их отображения [9] Создавая предметы, человек симулирует божественную деятельность (рис. 3). Подражая Творцу, человек копирует иконические образы «естественных» предметов (созданных богом, природой или возникшими естественным образом), но кроме копий-икон, человек создаёт симулякры – фантазмы (рис. 4).                 

 

 

Рис. 3. Подражание, творящее иконические

образы, соответствующие божественным

предметам. – Портик кариатид храма

Эрехтейон в Афинах

Рис. 4. Симулякр женского образа в ионической колонне (канелюры – складки платья, завитки капители – локоны причёски и мн. др. признаки)

Рис. 5. Моделирование фасадного 

слоя-обёртки  с признаками ветвящейся кроны (для магазина Tod's)

Рис. 6. Орнаментальный  симулякр – фантом

древовидности на фасаде  токийского магазина Tod's

 работы Тайо Ито (2002 г.)

 

В человеческом подражании, создающем призраки предметов, выделяется устремлённость   художника к поиску средств полного выражения сходства искусственных качеств «проектируемого» образа с природными свойствами предметов и явлений (рис. 5, 6).  Современный интерпретатор античной софистики Жиль Делёз, отмечал, что симулякр – это образ, живущий различием, а не подобием, как иконический. Симулякры – это динамичные структуры образа, которым придана активность и способность к развитию мира внутренних связей.  Симулякр и копия противоположны по своей направленности: симулякр активен, не имеет прообраза, поэтому ищет своего воплощения в действительности; копия же пассивно отображает то, что уже существует. Подчёркивая роль симулякров Ж. Делёз утверждал, что искусство превращает копии в симулякры [8].  

3. Метаморфический  код симулякров.

Другой французский социолог Жан Бодрийяр установил различие трёх порядков симулякров: с эпохи Возрождения и до Промышленной революции господствовали «подделки», объекты, в которых естественный материал (в архитектуре, античный мрамор) заменён более дешёвым искусственным материалом (гипсом). Симулякр подделки сохраняет «старые» формы, олицетворяющие прежний статус для нового владельца «поддельного» орнамента.  «Производственный» симулякр, тиражируя форму, переносит акцент на редубликацию образов в гиперреальность, в которой потеряна грань различия оригинала и копии. На третьем уровне «генезиса симулякров», который управляется кодированием и обретает сегодня свою завершённую форму в «генетическом коде». На этом уровне вопрос о знаках, об их рациональном предназначении, о том, что в них есть реального и воображаемого, что они вытесняют и скрывают, какую иллюзию образуют, о чём умалчивают и какие побочные значения содержат, – такого рода вопросы снимаются» [5].

Сущность кодирования по Бодрийяру связана с бинарной оппозицией. Поэтому, генетическим кодом языка архитектуры является противостояние «естественных» и «искусственных» субстанций [6]. Одним из языков, соединивших «Е-И» – компоненты в единство, являются орнаменты – повторяющиеся геометрические, растительные или абстрактные узоры, традиционно используемые архитектором для декорирования зданий и строительных деталей.

Орнамент возникает, в том числе, в рисунке плана и считывается как результат структурной организации планировки городов и зданий (рис.7); в этом качестве он дошёл до наших дней и используется в виде «сетей планировки» [3].  Но, также масштабная модель городской застройки так называемый «макет», являясь освоенной формой и закреплённой в культуре нормой языка, «вдруг» становится пластическим прообразом орнамента в декоре конгресс-центра в Мериде (рис. 8).  

4. Организующий фасад симулякр

орнамента.

В средние века, триангуляционные сети обслуживали задачу регулирования фасадных членений (рис. 9); в наше время, проектируя жилой дом на строительной выставке в Берлине, Леон и Роб Крие поддержали средневековую традицию: их орнаментальный симулякр придал пропорциональной структуре ценностной оттенок (рис. 10) [1]. Сорок лет спустя, уже забыв о шутке с пропорциями фасадов у братьев Крие, наши современники часто используют симметрическую структуру, лежащую в основе всякого орнамента [11], превращая её в симулякр «тотальной» организации.    

Том Фолдерс вместе со специалистом по цифровым технологиям Шоном Ахлкуистом, создал многослойный фасад музея «Airspace» в Токио (рис 11). В своём поиске он пришёл к идее двух узорчатых плоскостей, раздвинутых на расстояние 20 см., создающих динамичный оптический эффект «воздушного пространства» [2]. Суперпозиция ажурных слоёв, была образована двумя сплющенными на компьютере рисунками и вырезанных лазером на тоненьких листах композитного сплава из алюминия и пластика, на этом фасаде напоминают нежные вязаные кружева (рис.11).

5. Изоморфный  код  симулякров

Метафора – «крыша – это пятый фасад» – всё чаще приобретает черты программного заявления. Архитектор Бенедетта Тальябуе в проекте реконструкции крытого рынка Санта-Катарина в Барселоне, использовала натюрморт в качестве рисунка покрытия крыши, составленной из 325 тыс. разноцветных изразцов 67 цветов (рис. 12).   В интервью по поводу крыши из керамических изразцов Бенедетта Тальябуе сказала: «Мы стараемся придать архитектурным сооружениям человеческий масштаб. Перед нами стояла задача обжить большие промышленные территории. В данном случае речь идеи не о декорации, а об элементарном внимании к особенностям визуального восприятия. Мы не выработали никакого специального орнаментального метода, а фрагментировали пространство таким образом, чтобы оно могло служить людям»… Проект поддерживает традицию: «делать так, чтобы жителям хотелось чаще посещать данное место» [2].

 

 

Рис. 7. Арх. У. Грифин. Фрагмент генерального плана столицы Австралии г. Канберри, 1812

Рис. 8. Ф. Ньто, Э. Собехано. Симулякр макета

 застройки в декоре конгресс-центра и выставочного

 павильона в Мериде, 2004

Рис. 9. Сетевое  регулирование фасадных абрисов  готического собора (Ч. Чезариано)

Рис. 10. Симулякр пропорций в построении фасадов жилого дома в Берлине (Л. и Р. Крие.

 

Рис. 11. Том Фолдерс. Суперпозиция параметральных орнаментов фасада музея  Airspace в Токио, 2007

 

     

 

Приём «коллажа» уже стал общим принципом симулякрации для многих проектов. Так в офисном здании «Дом Бенуа», созданном Сергеем Чобаном при реконструкции завода «Россия», на стеклянные панели были помещена обработанная в компьютере графика Александра Бенуа, возвращающая Пискарёвскому проспекту маркировку петербургского места, связанного с символикой «Мира искусства» (рис. 13) [2]. Отметим, что в орнаментации дворового фасада офисного здания использован метод деколлажа [7].   

 

Картинки по запросу рынок санта катарина

 

Рис.12. Тальябуе Б. Реконструкция  рынка Санта-Катарина в Барселоне

(вид сверху и концептуальная модель-коллаж)

 

Рис. 13. С. Чобан. Орнаментальный фасад  офисного

здания  «Бенуа» на территории бывшего завода

«Россия», 2008

Геометрический узор в серебристо-белой гамме как увеличенный в компьютере фрагмент абрисов  костюмов А. Бенуа

 

6. Параморфичный код симулякров

В Институте Арабского мира Жан Нувель построил первый фасад, организованный кинетическим орнаментом (Париж, 1987 – рис. 14).  Его декоративные элементы открываются в зависимости от уличного освещения, управляются фотоэлектрическими сенсорами и изменение световых отверстий «рисуют» фасад по образу «арабески». Поиски кинетического фасада Ж. Нувель продолжил в поиске «изменяемых пикселей» в симулякре «фонтан цвета» [10]. Его зрелище было воплощено в Барселоне 2003 года в башне Агбар, затем, «пиксели света» представили симулякр в постройке художественного музея «Лувр в Абу-Даби», 2017 (рис. 15). 

 

 

Рис. 14. Жан Нувель. Механизм кинетического орнамента и фасад 

Института арабского мира. Париж, 1987

Рис. 15. Жан Нувель. Суперпозиция орнаментов конструктивных элементов в куполе

 «Лувр в Абу-Даби», 2017

 

Источник финансирования. Программа развития опорного университета на базе БГТУ им. В.Г. Шухова.

Список литературы

1. Авксентьев В.Л. Архитектурная пропорция. Киев: «Будiвельник», 1986. 96 с.

2. Архитектурный журнал Speech: орнамент. 2008. № 01. 222 с.

3. Бархин М.Г. Город, структура и композиция. М.: Наука, 1986. 264 с.

4. Батай Жорж. Материалы Википедии. [Электронный ресурс ru.wikipedia.org]

5. Бодрийяр Жан. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, КДУ, 2015. 392 с.

6. Горожанкин В.К. Системная парадигма и архитектурная морфология // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2017. № 6. C. 91-95.

7. Горожанкин В.К., Храбатина Н.В. Слои формы в архитектурной экспозиции // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2018. № 2. C. 44-47.

8. Делёз Ж. Логика смысла. М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 480 с.

9. Кирюшин А.Н., Асташова А.Н. Идея симулякра в понимании виртуального: от Платона к постмодернизму // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 8 [Электрон-ный ресурс].

10. Нувель Жан. Великие архитек-торы том 29. М.: Директ-Медиа, 2016. 72 с.

11. Шубников А.В. Симметрия: (Законы симметрии и их применение в науке, технике и прикладном искусстве) М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. 175 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?