г. Москва и Московская область, Россия
г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 67.29 Объекты строительства
ББК 38 Строительство
В статье представлена история возникновения Муравьиных островов города Тольятти, имеющих искусственное происхождение в результате затопления территорий во время строительства Волжской гидроэлектростанции. В ходе анализа состояния островов делается вывод о том, что данная территория привлекательна для отдыха горожан, но одно-временно является небезопасной зоной с подводными обрывами. Представлен социологический опрос населения в целях выявления потребности в градостроительной реконструкции территории Муравьиных островов в туристско-рекреационную базу для отдыха населения. Изучен потенциал Муравьиных островов как рекреационной зоны города Тольятти и Самар-ской области, сформированы предложения по градостроительной реконструкции и повышению безопасности и привлекательности рассматриваемой территории. Основываясь мировой практике по осушению земель, даются предложения по преобразованию Муравьиных островов в уникальную туристско-рекреационную зону.
реконструкция территории Муравьиных островов, осушение территорий, рекреационная зона, туристические потоки, событийный туризм, бюджетный туризм.
Введение. В мировой практике у различных государств накоплен многолетний опыт планомерного создания дефицитных территорий методом намывной мелиорации. Как результат, намыв почв позволяет получить устойчивое основание, пригодное для возведения на нем различных зданий и сооружений, необходимых для жизнеобеспечения населения данной местности [1–3]. Применение данных технологий является актуальной задачей для градостроительной реконструкции территории Муравьиных островов в г. Тольятти.
Основная часть. Муравьиные острова в городе Тольятти – это архипелаг, имеющий искусственное происхождение, расположенный в Автозаводском районе г. Тольятти, РФ. Причиной их возникновения стало строительство Волжской гидроэлектростанции, изменившей уровень воды в реке Волге у г. Тольятти, в результате чего произошли затопления большой территории во второй половине 20 века (рис. 1).
Волжская ГЭС имени В. И. Ленина была построена в рекордные сроки – с 1950 по 1957 год. Куйбышевское водохранилище, возникшее в 1955–1957 гг. после завершения строительства ГЭС, сильно изменило режим стока Волги выше и ниже плотины: сток в половодье (высокий уровень воды в реке) значительно сократился, а в межень (низкий уровень воды в реке) – возрос. Амплитуда колебаний уровня воды по нынешним данным составляют 5–6 метров, в то время как до создания водохранилища они достигали 10–11 метров [4]. После создания водохранилища существенно изменился микроклимат в радиусе 3–6 км около водохранилища, перестроились процессы на дне и в береговой полосе, начался процесс механического разрушения и сноса горных пород в береговой зоне водоёмов волнами и размыв берегов, активизировались оползни.
По неофициальным данным в девяностые годы выдвигались на рассмотрение проекты по созданию на территории Муравьиных островов детского летнего лагеря, оздоровительного комплекса, парка-пляжа. Но все эти проекты не были претворены в жизнь, несмотря на то, что Муравьиные острова пользуются большой популярностью в качестве рекреационной среды жителей в любой сезон года. При этом примечателен тот факт, что данная территория не относятся к городским пляжам и купание там официально запрещено ввиду наличия серьезных проблем с безопасностью [5–7].
Известен ряд смертельных случаев, произошедших по причине действия попеременных течений, в результате которых внезапно образуются глубокие ямы. Неустойчивые грунты под водой способствуют образованию воронок, которые порой появляются и очень близко от
берега – на расстоянии 2–3 метров. Эти природные образования и являются причиной ряда летальных случаев на территории архипелага. При этом данная территория свою популярность не теряет, что доказывает необходимость скорейших адаптационных мероприятий по окультуриванию данных территорий в целях создания безопасной зоны отдыха с живописным видом на реку Волгу.
По официальным данным [8] Тольятти является самым крупным нестоличным городом России – так называемый город – субмиллионер со стабильным приростом населения, в котором на сегодняшний день проживает 718 127 человек.
Создание зоны отдыха будет способствовать не только организации комфортной рекреационной территории для многочисленного населения города, но также повлияет на расширение внутреннего туристического потока в РФ, тем самым создаст ряд новых гостиничных предприятий, рабочих мест, уменьшит социальную напряженность в городе, сократит отток молодежи в другие регионы. Отдых на данной территории будет привлекателен для жителей соседних городов (Самара, Ульяновск, Сызрань, Саранск, Казань и др.) и, возможно, станет альтернативой некоторой части зарубежных поездок.
|
|
Рис. 1. Вид на архипелаг Муравьиные острова
(Источник https://eng.newfs.info/group/chat/forum/1097/?page=8)
Анализ социально-экономических требований к организации зоны отдыха на Муравьиных островах формируется в результате анализа авторского социологического опроса.
Социологический опрос, проведенный среди 350 жителей г. Тольятти, принадлежащих к различным социальным и возрастным группам, выявил потребность в создании уникальной рекреационной зоны, созданной на базе Муравьиных островов. Содержание опроса и ответов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты авторского социологического опроса
1. Знакомо ли Вам такое место, как архипелаг "Муравьиные острова"? |
2. Посещаете ли Вы это место?
|
|||
Да – 93 % |
Нет – 17 % |
Да – 58 % |
Нет – 42 % |
|
3. Считаете ли Вы "Муравьиные острова" безопасными? |
5. На Ваш взгляд, если модернизировать и облагородить территорию архипелага, станет ли он более популярным среди населения? |
|||
Да – 39 % |
Нет – 61 % |
|||
4. Если нет, то почему? |
||||
Загрязненное дно – 35 % |
Водные воронки – 57 % |
Да – 70 % |
Скорее да – 24 % |
|
Загрязненный берег– 62 % |
Смертельные случаи– 50 % |
Нет – 3 % |
Скорее нет – 3 % |
|
6. Какую номенклатуру услуг Вы бы хотели видеть на обновлённых островах? |
||||
Парк развлечений, аттракционы – 44 % |
Набережная, прогулочная зона – 57 % |
|||
Детские площадки – 56 % |
Парк – 47 % |
|||
Кафе(ресторан) – 42 % |
Ночной клуб, танцевальные площадки – 5 % |
|||
Пункт проката яхт, катеров, лодок– 30 % |
Бар – 8 % |
|||
Туристическая зона (пляж) – 65 % |
Культурный объект (музей, театр) – 14 % |
|||
Гостиничный комплекс – 38 % |
Фестивальная площадка – 38 % |
|||
Арт-пространство – 24 % |
Другое – 4 % |
|||
Подавляющее большинство опрошенных знают об архипелаге Муравьиные острова (93%), но при этом лишь чуть больше половины респондентов посещают это место (58%). Более половины от числа всех опрошенных (61%) считают территорию архипелага небезопасной, потому что, в первую очередь, берег загрязнён, во-вторых, существуют водные воронки, в-третьих, - загрязнено дно. Но также 50% респондентов отмечают наличие смертельных случаев на территории архипелага и прилегающих водных пространствах. Практически все респонденты (94%) считают архипелаг Муравьиные острова перспективной для развития территорией. В номенклатуре предлагаемых услуг на данной территории большинство респондентов склоняется к более пассивно характеру использования этой зоны и предпочитает в качестве элементов новой рекреационной зоны видеть туристическую зону отдыха, детские площадки, набережную для прогулок, парк и кафе.
Полученные результаты свидетельствуют о несомненной актуальности решения проблем безопасности и эксплуатации Муравьиных островов в рекреационных целях. Очевидно, что при реконструкции предпочтительнее варианты с максимальным сохранением природно-рекреационных ресурсов.
Программа мероприятий в целях окультуривания территории архипелага должна предусматривать детальное исследование территории специалистами для подбор наиболее подходящего и безопасного метода мелиорации и укрепления береговой линии, поиска возможных путей ликвидации периодически образующихся водных воронок. До полной ликвидации существующей проблемы необходимо ограничить доступ людей к воде и контролировать соблюдение закрепленных законом правил. Проблема загрязненности острова промышленным мусором и продуктовыми отходами все чаще стала решаться организацией экологических акций («субботников») на территории островов сознательными гражданами. Акции добровольческих движений по очистке озер, берегов Волги, посадки леса в Тольятти положительно влияют на экологическую ситуацию, осложненную промышленной деятельностью города. В этой ситуации видится целесообразным создание благоприятной обстановки для формирования активной экологической деятельности: необходимо в первую очередь оказывать государственную поддержку, финансовое и идеологическое стимулирование инициативных групп. На сегодняшний день в активной пропаганде «чистого города», проводимой мэрией Тольятти, принимает участие 42 % населения [9].
Анализ мировой практики осушения земель. В мировой практике существуют ряд технологий строительства на территориях, прилегающих к водным пространствам. На смену традиционным технологиям с помощью намыва грунтов и возведения свай (часто нарушавших циркуляцию водных течений, тем самым отрицательно влияющим на прибрежный биоценоз), пришли более экологичные современные методы, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую территорию и значительно упрощающие процесс возведения островов. В основу ряда инновационных конструкций, активно применяющихся в настоящее время, легли геотекстильные оболочки (технология Geotube), габионные конструкции и твердые бытовые отходы.
Создание проекта рекреационно- туристической зоны на территории Муравьиных островов может быть основано на мировом опыте по осушению земельных участков. Стоит обратить пристальное внимание на успешный зарубежный опыт осушения водных территорий, при которых практикуются различные архитектурно-пространственные и градостроительные решения.
Американский Сан-Франциско выступает далеко в море, границы города постепенно преодолевают естественную береговую линию. Так, на искусственных насыпях были построены районы Мэрин, Хантер-Поинт и большая часть зоны Эмбаркадеро. Дальнейшее отвоевание у моря новых территорий сдерживается исключительно повышенной сейсмической опасностью региона (рис. 2а).
С конца 20 века активные работы по освоению прибрежных земель ведутся в Сянгане, Гонконг, где действуют 16 из 18 крупнейших землесосов мира. Самая впечатляющая часть работ – это массив суши площадью 302 гектара, соединяющий острова Сянган и Цзюлюн, на котором разместился международный аэропорт Чхеклапкок, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса как самый дорогостоящий реализованный проект среди аэропортов. Кроме этого в Сянгане активно намываются новые площади под терминалы порта, городские дороги и мостовые переходы, для чего используется около 300 млн. кубометров грунта (рис. 2б).
В Дохе полным ходом идет строительство искусственного острова «Жемчужина Катара» площадью 4 млн. кв. метров. Остров состоит из трех лагун, в каждой из которых имеются маленькие островки. В конце строительства здесь намереваются возвести 10 тематических районов с 15 тыс. зданиями, в том числе с тремя роскошными отелями на 800 постояльцев. Примерно 40 тыс. человек здесь буду жить в домах с «умными лифтами» и системой защиты от незаконного доступа к личной информации граждан. С континентом остров связывает дамба со скоростным шоссе (рис. 2в).
Бесспорным лидером по количеству искусственных островов является Дубай. После освоения пустыни дубайцы бросили новый вызов – морской стихии. То, что сейчас представляют из себя архипелаги «Мир» и «Вселенная», а также «Пальмовые острова» – результат чрезвычайно сложной и ресурсозатратной работы. Острова возводились намывным способом – выкачиванием песка со дна Персидского залива. При этом благодаря спутниковым технологиям и средствам геолокации была проведена достоверная высокоточная съемка территорий из космоса, с помощью которых промышленные корабли получали координаты для отсыпки песка и грунта для точного воспроизведения рисунка пальмовых ветвей. При этом наблюдение за строительным процессом велось не только на земле, но и из космоса. Самым большим из островов является Пальма Дейра – расстояние от берега до его крайней точки составляет 14 км. На сооружение 41 ветки и защитной дамбы в форме полумесяца в конечном итоге должно уйти миллиард кубических метров камней и песка. Пальма Дейра станет не только самым большим, но и самым густонаселенным искусственным островом в мире –по предварительным подсчетам население составит 1 млн. человек (рис. 2г).
Сингапур, практически со всех сторон окруженный морем, как ни одно другое государство мира испытывает нужду в новых землях, так как по сути границы города и очерчивают предел самой страны. В борьбе с морем Сингапуру уже удалось отвоевать примерно 15% суши. К примеру, целиком намыта территория парка East Coast (Восточный берег). За 10 лет было осушено 100 кв. км территории, теперь государство вместо 600 занимает целых 700 кв. км (рис. 2д).
Самую длительную борьбу (около 700 лет) за жизненное пространство ведут голландцы. Осушали сначала болота, обнажая двухметровые толщи торфа, постепенно стали отвоевывать землю у моря. В государственной политике с XIII – XV век был нестабильный период, в результате обширные территории суши превращались в мелководье, целые районы из песка и глины уходили под воду вместе с приливами и отливами. На песчаных отмелях, которые и во время приливов оставались сухими, монахи начали строить дамбы кольцевой формы, у подножия которых море стало выбрасывать новый строительный материал. Вокруг дамб возникали новые отмели, которые тоже обносили насыпью. Историю возникновения страны можно проследить по старым, более неиспользуемым дамбам. В наши дни по ним проложены дороги, которые несколько возвышаются над остальным ландшафтом. В районе Алкмара возникли первые «польдеры» - участок земли, обнесенный дамбами, который когда–то был или морским дном или болотом ниже уровня моря [10]. Первый большой гидротехнический проект в Нидерландах относится к 1287г. После того, как Фрисландия оказалась затопленной, граф Флорис V распорядился проложить окружную дамбу длиной 126 км, состоящую из глины и морской травы. Подобные сооружения, только в более современном виде можно встретить и по сей день. Например, остатки такой дамбы до сих пор составляют часть побережья внутреннего моря Эйсселмер между городами Хорн и Энкхаузен. С тех пор люди могли проложить дамбу вокруг озера, откачать из него воду и начать культивировать землю Следующим крупным проектом стало осушение в 1612г. озера Бемстер в Северной Голландии, площадь которого составляет 7020 га. С помощью 42 ветряков этого удалось достичь за четыре года. В полностью осушенный польдер вода все равно продолжает поступать. Большая часть ее просачивается под дамбами, но и дожди доставляют свою долю. Поэтому в дамбе строят шлюз, который во время отлива стоит открытым, чтобы вода могла свободно вытекать, а при приливе закрывается. В других ситуациях, когда уровень воды в польдере оказывается ниже ее уровня в море, шлюз при отливе больше нельзя открывать. Тогда с помощью ветряка воду откачивают в расположенный выше канал, проходящий от ветряка к морской дамбе. Через шлюз в ней вода выливается наружу. Ветряки тоже имели свое ограничение – они не могли поднимать воду на высоту более 1,2 м. Когда уровень воды был выше этой отметки, ветряки строились друг за другом. При каждом ветряке был пруд, куда накачивалась вода. Каждый последующий ветряк стоит чуть выше предыдущего. По этому принципу осушение земель в Нидерландах происходит уже веками. Сегодня 24% территории Нидерландов находится ниже уровня моря (рис. 2е).
Ярким примером освоения береговой линии и водных пространств служит Венеция, построенная на множестве маленьких островков, разделенных между собой речной сетью (рис. 2ж). Основой строительства вековых венецианских сооружений являются деревянные сваи исключительно из дуба или лиственницы, обладающие необходимым запасом прочности устойчивости к неблагоприятным воздействиям водной среды. Особый состав венецианской почвы позволяет грязи плотно облегать сваю, тем самым перекрывая доступ кислорода к ней, а, соответственно, препятствуют проникновению к ней животных и насекомых, коррозии от воды и естественного разрушения.
|
|
|
||
а) береговая линия Сан-Франциско, США (Источник: https://getbg.net/image/145458/) |
б) аэропорт Чхеклапкок, Сянган, Гонконг (Источник: http://nemu.win/arsip/hong-kong-international-airport) |
|
||
|
|
|
||
в) «Жемчужина Катара», Доха, Катар (Источник: https://24mik.ru/katar.html) |
г) Пальма Дейра, Дубай, ОАЭ (Источник: https://fwallpapers.com/view/palm-island-dubai-0) |
|
||
|
|
|
||
д) East Coast, Сингапур (Источник: http://www.antario.lv/ru/сингапур) |
е) «польдеры» Нидерланды (Источник: https://fishki.net/mix/2017959-polder-niderlandy.html) |
|
||
|
|
|
||
|
ж) Венеция, Италия (Источник: http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=141531) |
з) аэропорт Кансай, Япония (Источник: http://grandstroy.blogspot.ru/2011/03/blog-post_19.html?m=0) |
||
Рис. 2. Примеры осушения территорий
Для создания намывных территорий Япония успешно использует технологию переработанного мусора, что не наносит вред окружающей среде. Из многотысячного архипелага японских островов 7 являются искусственными. От Токио Радужный мост перекинулся к самому большому из них – Одайба. Остров известен тем, что на нем разместился парк развлечений с самым высоким в мире колесом обозрения. Здесь же в Токийском заливе расположились еще два острова – Юмэносима и Огисима. Но если первый создавался специально под металлургический комбинат, то на втором выстроили парк, музей и стадион. Самым серьезным сооружением на искусственной территории Японии считается Осакский международный аэропорт Кансай (рис. 2з). Японскими строителями было засыпано более чем 100 млн. кубометров грунта на дно. Надо отметить, что остров строили первостепенно не из-за нехватки земли, а, чтобы отвести аэропорт от города, позволив ему круглосуточно принимать самолеты. Таким образом, в опыте использования затопленных земель, береговых территорий, осушения недостающих территорий в мировом опыте землепользования накоплен большой опыт, имеются прогрессивные технологии. Использование той или иной технологии связана с рядом факторов, среди которых влажность почвы, климатические условия, состояние грунтов, наличие водоемов поблизости и др. [3, 11]. Базируясь на опыт по использованию переработанного мусора для осушения водных пространств и созданию искусственного «грунта» для последующей застройки и в условиях проблемы с переработкой и вторичным использованием мусора, кажется целесообразным градостроительная реконструкция территории Муравьиных островов после необходимых мероприятий по осушению земель [12–15]. Ведь Муравьиные острова, обладающие живописными берегами, представляют собой весьма перспективный рекреационный потенциал для развития индустрии отдыха.
Рекомендуемые архитектурно-пространственные и градостроительные мероприятия по реконструкции данной зоны включают в себя:
- создание туристического комплекса для горожан и отечественных туристов, включающие в себя гостиницы разной звездной категорийности для различных слоев населения;
- обустройство набережных, организация пляжной зоны с обеспечением санитарной очистки и уборки, озеленения, инженерной защиты пляжей и воды, развитием номенклатуры предлагаемых услуг в прибрежной зоне;
- устройство прогулочной парковой зоны и смотровых площадок с обеспечением санитарной очистки, уборки, озеленения, освещения, оснащения лавочками, кафе и др.;
- организация специально оборудованных площадок отдыха, ориентированные на различные возрастные группы (детские площадки различной оснащенности, скейт-борд площадки и др.);
- создание фестивальной площадки, которая будет актуальна в связи с существующей необходимостью в дополнительных площадках для проведения многочисленных праздничных мероприятий в жизни г. Тольятти;
- организация ночного освещения главных улиц и пешеходных аллей;
- создание причала и пункта проката яхт, катеров, лодок. Эта мера позволит проложить экскурсионный маршрут от Муравьиных островов территории до «Богатырской слободы» на противоположном берегу р. Волги, где расположен музей, демонстрирующий быт жителей Древней Руси, где проходят разнообразные праздники, инсценировки боёв на мечах, катание на настоящих древних деревянных ладьях.
Все эти мероприятия будут способствовать развитию не только бюджетного рекреационного туризма, но и событийного, делового и этнического.
Выводы. Архипелаг «Муравьиные острова» – это перспективная зона для развития отечественного туризма. Градостроительная реконструкция их в рекреационную зону может стать серьезной мерой для создания привлекательной территории для областного и всероссийского туризма. Это позволит решить социальные задачи по повышению безопасности отдыха горожан; уменьшения оттока молодежи, развития малого бизнеса в созданной рекреационной зоне; повышении туристического авторитета города Тольятти [12, 13]. Ведь продуманная и целенаправленная государственная туристская политика, вектором развития которого является сохранение разнообразия и расширения видов туристских ресурсов, учитывающая культуру и традиции региона, даёт положительные результаты в кратчайшие сроки.
1. Антюфеев А.В. Проблемы управления эколого-градостроительной реконструкцией прибрежных территорий крупных городов (на примере городов Поволжья) // Проблемы управления градостроительством и территориальным развитием. Сборник научных статей 7-ых Владимирских академических чтений. Российская академия архитектуры и строительных наук. 2010. С. 44-49.
2. Антюфеев А.В., Антюфеева О.А., Птичникова Г.А. Эколого-градостроительная реконструкция и джентрификация прибрежных территорий крупных городов: проблемы и решения // Энергоэффективность, ресурсосбережение и природопользование в городском хозяйстве и строительстве: экономика и управление Материалы III Международной научно-технической конференции. Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. 2016. С. 145-150.
3. Давыдова Я.С. Осушение на намывной территории под городскую застройку // Синергия Наук. 2017.№12. С. 852-856.
4. Жигулевское море. [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/919210
5. В Тольятти утонул мальчик: информация СКР - Тольяттинские новости [Электронный ресурс]. - URL: http://tltgorod.ru/
6. Городской интернет портал [Электронный ресурс]. - URL: http://tolyatti.smizz.ru/
7. Городской портал [Электронный ресурс]. - URL: http://tlttimes.ru/ (дата последнего обращения - 7.11.17)
8. Общие сведения и история Тольятти [Электронный ресурс]. - URL: http://nesiditsa.ru/city/togliatti#h2_1
9. Мироненко А.А. Экологическая культура населения городского округа Тольятти // Социология в современном мире: наука, образование, творчество - Издательство: Алтайский государственный университет (Барнаул). 2016. № 8-1. С. 92-93
10. Krasheninnikov A.V., Sadkovskaya O.E. Reconstruction of the small cities of the Rostov region with consideration for climate change // Sciences of Europe. 2017. №18-2(18). С. 3-12.
11. Вавилонская Т.В. Градостроительная реконструкция. стратегия, принципы и приёмы // Архитектура и строительство России. 2009. №9. С. 2-9.
12. Корчагина С.В., Воробьев. П.В. Анализ и перспективы развития управления малого и среднего предпринимательства муниципалитетом г.о. Тольятти. // Теория и практика современной науки. 2016. №6-1 (12). С.656-658
13. Грашин С.А Рынок туристских услуг как важнейший фактор развития экономики г.о. Тольятти // сб. ст. XVIII Международной научно-практической конференции [РИНЦ] «Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества». - Москва: Изд-во Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2015.
14. Грашин С.А Актуальные вопросы использования туристских ресурсов г.о. Тольятти и Самарского региона // Международная научно-практическая конференция «Наука - промышленности и сервису». - Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2011.
15. Грашин С.А Аспекты рационального использования туристских ресурсов региона на примере г.о. Тольятти // Евразийский союз ученых. 2016. № 1-1 (22). С. 36-38
16. Ромашева М.Н. Особенности благоустройства территорий в условиях нового строительства и реконструкции территорий / Дни студенческой науки: сб. докладов научно-технической конференции по итогам научно-исследовательских работ студентов института инженерно-экологического строительства и механизации. Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (Москва) 2017. С. 325-328.