employee
Belgorod, Belgorod, Russian Federation
VAC 05.17.00 Химическая технология
VAC 05.23.00 Строительство и архитектура
UDK 33 Экономика. Экономические науки
Currently, cadastral valuation of land is one of the main levers of regulation of land relations. The study revealed that after the entry into force of the results of the cadastral valuation of land as of January 1, 2014, specific indicators of the cadastral value is significantly increased, and accordingly changed the taxable base. This fact can both positively and negatively influence the development of the territory.
cadastral valuation, tax, earth of settlements, cadastral value
В связи с земельной реформой, проводимой в Российской Федерации с начала 90-х годов прошлого столетия в стране введена платность землепользования. Формами платы за землю являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации земельный налог определяется на основе показателей кадастровой оценки земель [1]. При этом кадастровая стоимость земель становится одним из главных рычагов регулирования земельных отношений между землепользователями (собственниками земель) и государством (муниципальными образованиями), поэтому актуальность рассматриваемой темы несомненна.
Организация и проведение государственной кадастровой оценки земель (ГКОЗ) в Российской Федерации регламентируется Федеральным Законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Данный Федеральный закон регламентирует основания для осуществления оценочной деятельности, условия её осуществления, регулирование оценочной деятельности и общие положения о государственной кадастровой оценке [2,3]. Правила и общие положения проведения государственной кадастровой оценки земель регулируются Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».
В рамках выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель Белгородского района было проведено четыре тура ГКОЗ населенных пунктов. Первые 3 тура ГКОЗ проводились для Белгородской области в целом, но 5 марта 2014 года был принят закон Белгородской области №263 «О случае проведения государственной кадастровой оценки по решению органа местного самоуправления», согласно которому четвертый тур ГКОЗ населенных пунктов проводился отдельно для муниципального района Белгородский район.
Губернатору Белгородской области было направлено ходатайство о внесении на рассмотрение Правительства Белгородской области решения о самостоятельном проведении администрацией Белгородского района ГКОЗ населенных пунктов в пределах муниципального района «Белгородский район», был получен положительный ответ и принято решение о проведении ГКОЗ населенных пунктов Белгородского района.
Кадастровая стоимость земельных участков определялась по состоянию на 1 января 2014 года более чем для 90 тыс. участков.
Результаты ГКОЗ населенных пунктов были утверждены Постановлением администрации Белгородского района Белгородской области от 10 октября 2014 года № 130 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Белгородского района»
Нами было проведено исследование результатов ГКОЗ в разрезе видов разрешенного использования. Так, например, в Стрелецком сельском поселении Белгородского района максимальный средний удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) как в 2014г., так и в 2015г. имеют земельные участки с видом разрешенного использования «для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки» (ВРИ 1). Средний УПКС по данному ВРИ увеличился в 22 раза. Максимально увеличился средний УПКС для ВРИ 17 (для размещения административных зданий, объектов образования, и т.д.) - больше чем в 40 раз, а минимально увеличился средний УПКС для ВРИ 15 (предназначенные для сельскохозяйственного использования) в 2 раза.
Так же на примере Стрелецкого сельского поселения был проведен сравнительный анализ УПКС за 2014г. и 2015г. по кадастровым кварталам сельского поселения (рис.1, рис. 2).
Из рисунков видно, что средние УПКС 2014 года находились в пределах от 100 до 300 руб./м2, а в 2015 году средние УПКС значительно увеличились.
С вступлением в силу результатов новой кадастровой оценки изменилось соотношение долей земельного налога по ВРИ. Наибольшую долю сбора земельного налога в
Рис. 1. Средние УПКС по кадастровым кварталам за 2014г. |
Рис. 2. Средние УПКС по кадастровым кварталам за 2015г. |
Таким образом, сумма сбора земельного налога значительно увеличится с 9,6 до 62,5 млн. руб. и изменится по основным ВРИ, приведенным на рис.3, рис.4.
Рис. 3. Действующие в 2014г. доли земельного налога |
Рис. 4. Планируемые в 2015г. доли земельного налога |
Также нами были произведены расчеты по возможному сбору земельного налога с учетом УПКС, действующих в 2014 г. и новых, вступивших в силу в
Рис. 5. Минимальный потенциальный сбор земельного налога с кадастровых кварталов в 2014 г. |
Рис. 6. Максимальный потенциальный сбор земельного налога с кадастровых кварталов в 2014 г. |
Рис. 7. Минимальный потенциальный сбор земельного налога с кадастровых кварталов в 2015г. |
Рис. 8. Максимальный потенциальный сбор земельного налога с кадастровых кварталов в 2015г
|
Как видно из рисунков, максимальный налог планируется взимать с новых микрорайонов застройки. В данных микрорайонах земельные участки предоставляются АО «БИК», процент освоенности этих территорий очень мал. Поэтому одним из отрицательных моментов утверждения новой кадастровой оценки и применяемых налоговых ставок будет являться еще большее замедление темпов освоения и застройки данных микрорайонов.
Таким образом, в связи со значительным увеличением УПКС, увеличится налоговая нагрузка на налогоплательщиков и арендные платежи [4]. Утверждение новых результатов ГКОЗ повлечет за собой как положительные моменты, так и отрицательные. Положительным моментом явится увеличение планируемых поступлений в бюджет, а соответственно возможность муниципального образования вкладывать средства в инфраструктуру, благоустройство территории и в целом в развитие поселения. Отрицательными моментами явится замедление освоения территорий новых микрорайонов застройки, так же возможны ситуации с судебными разбирательствами в связи со значительным увеличением кадастровой стоимости, а как следствие возможно не поступление средств в бюджет в полном объеме. Необходимо обязательно разработать и экономически обосновать корректирующие коэффициенты, которые учитывали бы интересы, как плательщиков, так и муниципального образования.
1. «Zemel'nyy Kodeks Rossiyskoy Federacii» ot 25 oktyabrya 2001 g. №136-FZ [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru/
2. Federal'nyy zakon ot 29 iyulya 1998 № 135-FZ «Ob ocenochnoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru/
3. Prikaz Minekonomrazvitiya RF ot 15 fevralya 2007 g. № 39 «Ob utverzhdenii Metodicheskih ukazaniy po gosudarstvennoy kadastrovoy ocenke zemel' naselennyh punktov» [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru/
4. Smurova N.S., Shirina N.V., Kalachuk T.G. Kadastrovaya ocenka i nalogooblozhenie ob'ektov kommercheskogo naznacheniya, raspolozhennyh na territorii g. Belgoroda // Vestnik nauki i obrazovaniya Severo-Zapada Rossii. 2015. № 3 [Elektronnyy resurs]. URL: http://vestnik-nauki.ru/