Abstract and keywords
Abstract (English):
The design of modern landscape objects is of great interest for architects and designers. Today, much attention is paid to the potential growth of landscaping and parks. The study of issues and methods of designing park ensembles is an important direction. They are an inseparable link between nature, architecture and human. Planning of park areas implies an analysis of the possibilities for the future development of a landscape-design object in a certain design area; landscaping, flower decoration, place and design object affect the maximum workload of the park area. The article is devoted to the study of pre-project analysis stages when designing urban park systems. The landscape design project task of developing the territory of park complexes takes into account the method of posing a number of problems. It is necessary to consider the issues of pre-project analysis of the park area, including the inextricable connection of functional, environmental, communication, visual, aesthetic and artistic conflicts. The article describes the main stages and methods of design the urban parks, special attention is given to the method of "analog design", place making and co-designing. It is demonstrated that landscape architecture of park systems is an actual issue for development, design of an affordable and comfortable park environment. Its proper organization provides the formation of a space that fully meets the physiological norms of a human

Keywords:
design methods, public space, architectural and landscape environment, environmental pre-project analysis, park ensemble, park, place making, urban environment, park system
Text
Text (PDF): Read Download

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ ПАРКОВЫХ КОМПЛЕКСОВ

 

Введение. Проектирование ландшафтных объектов, активно развивающееся в процессе урбанизации современных городов, обогащается новыми подходами, а именно - методами средового дизайна: проблематизацией и тематизацией проектного задания. Это позволяет учитывать в процессе проектирования ряд требований, предъявляемых к городской среде, таких как функциональные, социальные и экологические. Созданный парковый ансамбль предполагает гармонично взаимосвязанные «природу, архитектуру и человека» (рис. 1.) [1].

Проектирование современных ландшафтных объектов представляет большой интерес для архитекторов-дизайнеров. Сегодня большое внимание уделяется вопросам потенциального роста объемов озеленения территорий и парков. Актуальным направлением в настоящее время представляется изучение вопросов и методов проектирования парковых ансамблей, которые представляют собой неразрывную связь природы, архитектуры и человека [2]. При планировании их территории необходимо провести анализ возможность развития ландшафтного объекта в масштабе определенного района, выяснив, при каких условиях он может стать для жителей излюбленным местом посещения. Сейчас активно изучается понятие общественного пространства, которое хаотичную уличную толпу объединяет в конкретные сообщества людей. Публично взаимодействуя, они определяют социальную жизнь, характерную для окружающего ландшафта, что, в конечном итоге, и создаёт климат общественного пространства.

 

Рис. 1. Примеры парковых ансамблей

 

В семидесятые годы прошлого столетия ландшафтные архитекторы ввели новый термин «плейсмейкинг», который обозначил процесс превращения парков, площадей, набережных в места, привлекательные и интересные для жителей города. «Хартия общественного пространства», принятая в 2014 году ООН-Хабитат (Программой ООН по населенным пунктам), утверждает, что «общественные места — это ключевой элемент благосостояния индивида и общества, места коллективной жизни сообщества, выражение разнообразия совместного природного и культурного богатства и основ идентичности». Именно на это определение общественных мест опирается концепция «плейсмейкинга» [3].

Сегодня большой потенциал для социализации предоставляют зеленые территории и парки. При планировании их благоустройства необходимо избежать стандартных подходов и глубоко проанализировать возможность развития ландшафтного объекта (рис. 2.) в масштабе данного района, выяснив, при каких условиях он может стать для жителей излюбленным местом посещения [4]. Надо признать, что реальное количество территорий, отданных под зеленые насаждения, достаточно велико, но по критериям ландшафтной архитектуры ценность и качество создаваемого ими общественного пространства в большинстве случаев невысоки: отсутствует сформированность объемно-пространственной структуры, нет единой продуманной композиции, разнообразия видов и сочетаний различных типов садово-парковых насаждений. Именно насаждения определяют функции ландшафтного объекта и его посещаемость. Это так называемый контекст, который создает неповторимость каждого ландшафтного объекта, развивающегося собственным индивидуальным образом, иногда вопреки нормативам среднегородской статистики. Если уровень благоустройства достаточен, такие территории превращаются в успешные общественные пространства. Участие большого количества людей в общественных действах или событиях является важнейшим качеством общественного места [5], это можно рассматривать как главное условие преобразования объектов ландшафтной архитектуры общего пользования в общественные пространства города. Без сомнения, проектировщик или ландшафтный архитектор должны будут учесть большое количество факторов, чтобы создать все необходимые условия для превращения крупных по площади городских зеленых территорий в общественные пространства.

 

Рис. 2. Примеры ландшафтного дизайна парков

 

Термин «среда» является ключевым понятием методов проектирования. Целью современного проектирования является среда обитания в целом, когда оказываются гармонично увязанными физические, функциональные, социальные и эмоционально-художественные параметры [6].

Рассмотрим парковую среду как подсистему архитектурно-ландшафтной среды. Во-первых, перед нами - парковый ансамбль, спроектированный согласно закону художественного единства и, во-вторых, это зона, предназначенная для осуществления социальной жизнедеятельности в пределах ландшафтного парка. В парке должны быть предусмотрены возможности для занятий физкультурой, для развлечения детей, для пешего отдыха, то есть для разнообразной деятельности на рекреационных площадках.

При средовом проектировании нет задачи непременно сделать среду парка произведением паркового искусства (рис. 2.). Но парк неповторимостью своего внешнего вида должен будить в посетителях удовлетворение красотой, вызывать у них положительные эмоции [7].

Средовое проектирование учитывает две основные категории: практическая функциональность и эстетическая ценность, что реализуется через создание объемно-пространственной структуры парка и его детальную проработку – это и площадки для спорта и отдыха, и пешеходные дорожки, и функциональные сооружения, и красивые насаждения.

Джейн Джейкобс - американская журналистка, автор книги «Смерть и жизнь больших американских городов» (книга написана в 1961 г.) внесла огромный вклад в переосмысление городского пространства. Исследование социальных, психологических и физических особенностей человека, его комфортного пребывания и осуществления им любой рекреационной деятельности является приоритетной особенностью средового ландшафтного проектирования. То есть правильно спроектированный парковый ансамбль с необходимостью учитывает:

- особенности отдыха в парке людей различных возрастных групп (от малышей до пожилых людей),

- разнообразные интересы социальных сообществ таких, как семья, или детская, молодежная группы, или иного рода коллективы,

- особенности устройства рекреационных пространств, необходимых этим группам,

- временные рамки (суточные и годового круга), когда будут задействованы эти рекреационные пространства.

При средовом проектировании парка оказывается необходимым спроектировать не только функциональные процессы, но и временные особенности пребывания публики в парке [8].

Рассмотрим средовой предпроектный анализ, так как его методика оценивает парк не только с точки зрения природного комплекса и архитектурно-ландшафтного ансамбля, но и с позиций средового объекта [9]. Общеизвестно, что случаи, когда парковая среда сложилась в художественном плане цельно и одномоментно, крайне редки. Чаще всего, парковая среда складывается многие годы без чёткого единого плана, в её развитии присутствуют противоречивые тенденции, разнонаправленные процессы [10].

Один из этапов предпроектного анализа заключается в постановке проблемного задания. Дизайнерская проектная задача выступает как проблема (рис. 3.), когда реальная нагрузка объекта вступает в противоречие эксплуатационными характеристиками его структур. Исходя из этого при проектировании прежде всего необходимо выявить существующие группы конфликтов и противоречий (например, социальных, коммуникационных, функциональных, эстетических), чтобы затем учесть и разрешить их в процессе работы над проектом [11].

Рис. 3. Постановка проблем на этапе предпроектного анализа.

Проект реконструкции парка возле ДК «Родина» г. Зеленодольск. 2018 г.

Авторы: «Проектная группа 8»

 

Всё чаще в России на этапе предпроектного анализа стала применяться методика соучаствующего проектирования, при котором исследуются истинные потребности и проблемы конечного пользователя городских территорий (рис. 4.) [12]. В дальнейшем при проектировании общественных пространств по многим параметрам учитывается мнение граждан. Если правильным образом суметь выстроить коммуникации между жителями, представителями власти и архитекторами, то такой метод проектирования должен привести к эффективному использованию территорий и ресурсов, а также совместное принятие проектных решений помочь разрешить конфликты [13].

Предпроектный анализ парковой среды может обнаружить несколько типов конфликтов. Прежде всего, конфликт социальный, который потребует от проектировщика разработать в парке разнообразные средовые рекреации, учитывающие интересы определённых возрастных и социальных групп посетителей [14]. Рассмотрение функционального конфликта призвано устранить столкновение потребностей разных групп населения при посещении парка: активные развлечения молодёжных групп или велосипедисты не должны мешать уединенным прогулкам пожилых людей и мам с колясками и т.д. [15].

Рис. 4. Пример соучаствующего проектирования на этапе предпроектного анализа,

проведенного для реконструкции парка возле ДК «Родина» в г. Зеленодольск. 2018 г.

Авторы: «Проектная группа 8»

 

Выявление экологического конфликта предполагает анализ возможного токсичного воздействия на среду парка расположенных недалеко городских автомагистралей, а также анализ вероятной деградации природного ландшафта парковой среды, обусловленной увеличением рекреационных нагрузок на территорию, или естественными изменениями ландшафта (подмывание береговой линии, образование оврагов и пр.) [16].

Конфликт коммуникационный потребует разрешить вопрос доступности парка (транспортом, велосипедом или пешком) из расположенных вблизи жилых кварталов и городского центра, а также вопрос удобства парковки и легкого доступа к остановкам общественного транспорта.

Визуально-эстетический конфликт проявляется при оценке противоречивости паркового ландшафта и примыкающих к нему промышленных сооружений, искажающих в восприятии посетителей парка задуманный художественный образ [17].

Сюда же примыкает решение художественного конфликта, направленного на формирование объёмно-пространственной композиции парка в соответствии с принципами архитектурно-ландшафтного ансамбля. Эстетические задачи проектирования направлены на удовлетворение эстетических чувств человека при его общении с природой, которые обусловлены зрительным восприятием интересных пейзажей и выразительных сооружений [18].

Технологические проблемы парка решаются доступностью на отдыхе современных технологий: наличием Wi-Fi и источников электропитания для гаджетов.

Информационные задачи в проектировании направлены на возможность дать посетителям четкие ориентиры в парковом пространстве. Кроме информационного оборудования (рис. 5.), ориентиры могут быть представлены парковыми сооружениями, разными покрытиями, заметными растительными композициями [19]. Особая проблема разработчика - это решение экономических задач: уложиться в пределы сметы для реализации проекта, а также найти инвесторов для дополнительного финансирования определённых парковых объектов, таких как спортивный клуб или организация досуга для детей и т. д.

 

 

Рис. 5. Информационные стенды

 

Должны быть учтены при проектировании микроклиматические особенности региона: в холодное и дождливое время года посещаемость парка идет на убыль, а в теплые месяцы года, когда посещение паркового ансамбля увеличивается, необходимо обеспечить и зону комфортной прохлады, и зоны принятия солнечных ванн и отдыха у воды [20

Первый этап предпроектного анализа, состоящий в выявлении и анализе групп конфликтов, на этом завершён. Второй этап предполагает поиск решений обнаруженных противоречий и может быть обозначен как выбор темы - способа разрешения проявившихся ситуационных конфликтов (функциональных, пространственных, композиционных, ландшафтных и других).

На этом этапе предполагается концептуальное использование данных, полученных при анализе практических и информационных источников, когда производится сравнивание проектных решений уже существующих аналоговых объектов архитектурно-ландшафтной среды и вычленяются способы решений, более соответствующие данному проекту парка [21].

Таким образом, после сравнительного анализа определенных тем, решающих конфликтные ситуации, приоритет получают те темы, которые предлагают максимально эффективное решение и в наибольшей степени соответствуют ландшафту и назначению будущего паркового комплекса, учитывая его градостроительные и экологические особенности. Следовательно, такой метод работы носит название «проектирование по аналогам» и базируется на нахождении сходных типов конфликтов, анализирует и оценивает способы их проектных решений. Главное преимущество этого метода - в широком использовании накопленного опыта для решения основной задачи, а именно создания художественно неповторимого образа паркового комплекса. Такая работа позволяет проектировщику подойти к завершающему этапу предпроектного анализа, а именно сформулировать основную идею-концепцию паркового комплекса. Методы постановки проблемы в ландшафтном проектировании и дальнейшая работа с разрешением конфликтных тем позволяет усовершенствовать процесс проектировки паркового комплекса.

 

References

1. Nefedov V.A. Urban landscape design [Gorodskoj landshaftnyj dizajn]. St. Petersburg: Lyubavich. 2012, 316 p. (rus)

2. Shimko V.T. Architectural and design projects. Fundamentals of theory (environmental approach) [Arhitekturno-dizajnerskoe proektirovanie. Osnovy teorii (sredovoj podhod)]. M.: Pub. Architecture-S, 2009, 408 p. (rus)

3. Frolova V.A. Relevance and perception of open spaces [Znachimost' i vospriyatie otkrytyh prostranstv]. Greening of large cities: proceedings of Conf. XV international. science.-prakt. conf. M.: Izd - vo MGSU, 2012. P. 70. (rus)

4. Glinternik E.M., Romanov V.E. Graphic design in Russia: the main stages of development and formation of professional educational system (XVIII - early XX cc.) [Zgraficheskij dizajn v Rossii: osnovnye ehtapy razvitiya i stanovleniya professional'no - obrazovatel'noj sistemy (XVIII - nach. XX vv.)]. Bulletin of St. Petersburg University of technology and design. 2004. No. 10. Pp. 152-163. (rus)

5. Mikhailov S.M. Space as an object of design activity. The concept of "design space" [Prostranstvo kak ob"ekt dizajnerskoj deyatel'nosti. Ponyatie «dizajn-prostranstvo»]. World of science, culture, education. 2009. No. 6 (18). Pp. 77-78. (rus)

6. Denisova J.V. Small architectural forms for the improvement of urban development [Malye arhitekturnye formy dlya blagoustrojstva gorodskoj zastrojki]. Building Design of buildings: proceedings of Conf. Vseros. science.-practical. Conf. on the profile. Kazan: Izd-vo KGSU. 2017. Pp. 91-96. (rus)

7. Perkova M.V., Kolesnikova L.I, Korotun E. Formation of engineering thinking in multilevel architectural education. Key Engineering Materials. 2018. Vol. 771. Pp. 24-30.

8. Vergunov A.P. Park ensemble as a synthesis of art and nature. The architectural arrangement of gardens and parks [Parkovyj ansambl' kak sintez iskusstva i prirody. Arhitekturnaya kompoziciya sadov i parkov]. M.: Stroizdat. 1980, 254 p. (rus)

9. Frolova V.A. The transformation of urban landscape in post-Soviet public spaces and environment of new generation [Preobrazovanie gorodskogo postsovetskogo landshafta v obshchestvennye prostranstva i sredu novogo pokoleniya]. Bulletin of Moscow state forest University - Forest Herald. 2015. No. 5. Vol. 19. Pp. 9-16. (rus)

10. Denisova J.V. Design of housing for people with limited mobility [Proektirovanie zhilishcha dlya malomobil'nyh grupp naseleniya]. Youth and science. Step to success: collected mater. Conf. 2-nd all-Russia. science. Conf. promising projects of young scientists. Kursk: Izd-vo KGSU, 2018. Pp. 125-129. (rus)

11. Gail Ya. Living among buildings: Using public spaces [Zhizn' sredi zdanij: Ispol'zovanie obshchestvennyh prostranstv]. Concern "KROST", per.s angl. M.: Alpina Publisher. 2012, 200 p. (rus)

12. Perkova M.V., Baklazhenko E.V. Vaytens A.G. Urban Conflicts of the Belgorod Regional Settlement System and its Elements: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2018. Vol. 463, Is. 3. P. 032014.

13. Ilvitskaya S.V., Lobkova T.V. Philosophy of unity with nature as basis of energy-efficient house architecture: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Vol. 451. P. 1012161.

14. Denisova J.V. Additive technologies in construction [Additivnye tekhnologii v stroitel'stve]. Building materials and products. 2018. Vol. 1. No. 3. Pp. 33-42. (rus)

15. Denisova J.V., Pashkova L.A. Sports facilities of the Olympic objects [Sportivnye sooruzheniya olimpijskih ob"ektov]. Building Design: materials Conf. Vseros. science.-practical. Conf. on the profile. Kazan: Izd-vo KGASU, 2017. Pp. 125-130. (rus)

16. Perkova M.V. Regional settlement system. International Journal of Pharmacy and Technology. Vol. 8. Is. 4. 2016, Pp. 26621-26634.

17. Grinev-Grinevich S.V., Sorokina E.A. Fundamentals of semiotics. M.: Izd-vo Flinta : Nauka. 2012, 256 p. (rus)


Login or Create
* Forgot password?