Abstract and keywords
Abstract (English):
Some kinds of residential real estate are characterized by a special view from the windows. Apartments with unique characteristics are in high demand among the population, therefore the cost of these objects exceeds the average market price. As a rule, developers try to make the best use of the visual prospects of residential real estate. The paper provides a qualimetric analysis of estimation the view characteristics of apartments in Belgorod based on the demand factors. There is the classification of view components of residential real estate on the basis of urban planning, aesthetic, emotional and other functions. Conclusions on the cost of the view are formed taking into account the criteria of its attractiveness. Functional dependence is obtaine. It allows to determine the surcharge to the cost of residential real estate based on differences in the view. The practical aim of determining the specifics of apartments pricing with a view is the ability to manage demand and to improve the efficiency of residential real estate development.

Keywords:
qualimetric analysis, market value, residential real estate valuation, demand factors.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. Видовые характеристики зданий выступают необходимым условием создания компактного и вертикального города. Исследование ценообразования видовых квартир может способствовать лучшему пониманию важного теоретического вопроса о том, сколько семья готова потратить на различные атрибуты местоположения квартиры [9].

Взаимосвязь между стоимостью жилой недвижимости и ее расположением достаточно многогранна. Согласно зарубежным исследованиям, время в пути от квартиры до центрального делового района отрицательно коррелирует с ценой на жилье. Покупатели также готовы платить больше за квартиры с видом на природные пейзажи и чистый воздух. Тем не менее, расположение в зеленой зоне не является существенной переменной по цене на жилье [6]. Увеличение расстояния между квартирой и предпочтительным природным ландшафтом приводит к снижению цены сделки. Негативное восприятие на оживленную улицу вызывает снижение цены на 3,7 % [7].

Разнообразные виды из окон зданий оказывают влияние на эмоциональное состояние их обитателей. Обстановка также переживается человеком издалека, а не только при нахождении в непосредственном окружении [10]. Результаты опросов жителей малоэтажных жилых домов [8] свидетельствует о том, что возможность визуального обзора многообразия природных элементов из окна здания в значительной степени способствует удовлетворенности жителей своим соседством и переживанию чувства благополучия. При виде одного элемента, напротив, фиксировалось удовлетворение, но не благополучие. Вид на небо и изменение погодных условий не оказали существенного влияния на самочувствие испытуемых. Таким образом, чтобы привнести значительный вклад в удовлетворение и благополучие жителей, потенциальные элементы природы должны обладать определёнными характеристиками.

Количественная оценка ценности природы и природных богатств в городах могла бы стать основой политики и стратегий городского планирования, развития, охраны природы и оценки собственности.

Практическая значимость определения специфики ценообразования в сегменте видовых квартир состоит в возможности управления спросом и повышении эффективности девелопмента жилой недвижимости. При наличии информации о вероятной стоимости элитных квартир с видом застройщик будет осведомлен о наиболее выгодном местоположении новостроек в пределах города и получит возможность инвестирования средств с наибольшей выгодой [3].

Основная часть. В данной работе производится вычисление удельных стоимостей видовых характеристик жилой недвижимости, а также определяется процентная надбавка для видовых квартир на основании различий видов из окна на примере г. Белгорода.

На рис. 1 представлена карта наиболее привлекательных мест г. Белгорода, включая архитектурные достопримечательности, парки и сады, места отдыха населения [12]. В основном, линией сосредоточения аттракторов является вертикальная магистраль города – пр-т Б. Хмельницкого – пр-т Ватутина, соединяющая городские центры дуоцентричного Белгорода с развивающимся торгово-деловым районом Харьковской горы.

 

 

Рис. 1. Месторасположение достопримечательностей г. Белгорода [13]

 

 

В Белгороде особой популярностью видовых квартир премиум-класса пользуются апартаменты с видом на Соборную площадь, парк Победы, Свято-Троицкий бульвар, парк им. В.И. Ленина. Стоимость жилой недвижимости в новостройках в пределах этих районов начинается от 70000 руб./кв. м. В районе Харьковской горы г. Белгорода возводится достаточное количество новостроек, с последних этажей которых открываются захватывающие виды на панораму города, телевышку, мемориалы и локальные парки, но все же именно городской центр остается наиболее приоритетным месторасположением для видовых домов [5, 6].

Согласно оценочной практике наличие видовых характеристик в среднем добавляет около
8 % к стоимости рядовых квартир (рис. 2) [11].

 

 

 

 

Однако, приведенные выше данные, полученные экспертным путем, являются чрезмерно обобщенными и не позволяют увидеть различия в стоимости между видовыми квартирами для рынка недвижимости конкретного города, обладающего индивидуальной визуальной спецификой, видовыми лимитами и существенным потенциалом управления стоимостью недвижимости, рационально этими ограничениями оперирующей [1, 6].

 

 

Рис. 2. Значения корректирующих коэффициентов, усреднённые по городам России
и границы доверительных интервалов [11]

 

 

С целью дальнейшего анализа был проведен опрос мнений риэлтерских агентств г. Белгорода о влиянии привлекательного вида из окна на стоимость квартиры [17]. Результаты оказались неоднозначными. Одни данные свидетельствовали об абсолютном отсутствии влияния,
другие – о субъективном воздействии на желание покупателя приобрести квартиру. Отдельные агентства утверждали о функциональной зависимости видовых характеристик и стоимости объекта недвижимости. Также были получены данные о варьировании стоимостью видовых квартир непосредственно застройщиками, при этом в отношении собственников четкая тенденция отсутствовала.

Таким образом, чтобы нивелировать погрешности справочников и субъективность участников рынка недвижимости авторами было решено провести исследование с использованием фактических данных о стоимости квартир в населенном пункте.

Для анализа были отобраны новостройки Белгорода, из окон которых открываются примечательные виды на город. Выборку составляли квартиры, где отличительным ценообразующим фактором является вид из окна при том, что остальные характеристики остаются сходными: выбранные квартиры являются трехкомнатными, представлены к продаже под самоотделку, расположены на средних и верхних этажах в новостройках монолитного типа, сданы в эксплуатацию и находятся в кварталах с высоким уровнем развития социально-бытовой инфраструктуры. Выбор трехкомнатных квартир в качестве аналитических данных обусловлен принадлежностью таких объектов к сегменту жилой недвижимости элитного класса, который чаще всего представлен с привлекательными видовыми характеристиками.

В табл. 1 собраны данные о жилищных комплексах г. Белгорода, отвечающие указанным выше критериям, с указанием специфических видовых характеристик, а также абсолютных и удельных стоимостей квартир. Источниками информации послужили сведения о стоимости квартир, представленные на официальных сайтах застройщиков и информационных порталов о недвижимости города [13, 14, 15, 16]. В таблице произведено сравнение видовых и типовых квартир для каждого жилищного комплекса, где в результате рассчитывалась стоимость различных видовых характеристик, включая долю стоимости вида в общей стоимости объекта.

Очевидно, что видовые характеристики квартиры в целом, как ценообразующий фактор, весьма волатильны и для эффективного управления нуждаются в структурированном представлении, сводящемся к разложению видов на базовые составляющие, которые относятся к градостроительной, эстетической, эмоциональной и прочим функциям вида как спросообразующей характеристики жилой недвижимости [2, 3].

Таким образом, был произведен рейтинг представленных видов от 10 до 100 баллов по пяти основным базовым видоформирующим составляющим (по каждой оценка от 1 до 5), таким как:

1) масштаб разворачивающегося вида (от 1 – одиночный объект до 5 – панорама);

2) современность/технологичность наблюдаемого для горожанина (от 1 – рядовое природное явление до 5 – высокотехнологичный/уникальный рукотворный объект);

3) видовое разнообразие (от 1 – визуализация в редкие часы суток/сезонный вид до 5 – объект, обладающий серией эффектных визуализаций для времен года и суток);

4) эмоционально-цветовая характеристика (от 1 – монотонный темный/холодный цвет до
5 – вариативный теплый цвет).

Количество баллов согласно перечисленным критериям определялось экспертным методом. Удельные веса для каждого показателя рассчитывались посредством применения системы весовых коэффициентов Фишберна в первом приближении, уточняемых в дальнейшем методологией линейного программирования. Квалиметрический анализ рейтинга привлекательности видов отображен в табл. 2.

 

Таблица 1

Сегментация новостроек г. Белгорода на основании видовых характеристик

Наименование ЖК

Месторасположение

Вид из окна

Площадь, кв.м

Стоимость квартир

с видом, руб.

Стоимость 1 кв.м квартир с видом, руб./кв.м

Площадь, кв.м

Стоимость типовых квартир, руб.

Стоимость 1 кв.м типовых квартир, руб./кв.м

Стоимость вида, руб.

Стоимо-сть видаруб./кв.м

Доля стоимости вида %

1

Импе-риал

Свято-Троицкий бул., 32

Покровская церковь, Успенско-Никольский собор, Марфо-Мариинский монастырь, сквер на Свято-Троицком бульваре, памятник Святителю Иосафу, БелГУ

103

7970655

77385

103

7078500

68723

892155

8662

11,2

2

Госте-нский

ул Госте-нская, 16

Покровская церковь, сквер на Свято-Троицком бульваре, памятник Святителю Иосафу, БелГУ

82

5200000

63415

83

4900000

59036

300000

4378

6,9

3

Уют-ный

ул. Чапае-ва, 14а

р. Везелка, БелГУ

94

4880000

51915

94

4687500

49867

192500

2048

3,9

4

Шала-ндина 5а

ул. Шала-ндина, 5а

Телевышка, парк Южный, ДС Космос

89

5400000

60674

89

5169000

58079

231000

2596

4,3

5

Флаг-ман

бульвар 1 Салю-та, 6В

Телевышка, БГТУ м. Шухова, тц Модный бульвар

117

5300000

45299

117

4890000

41795

410000

3504

7,7

6

Граж-данс-кий прос-пект 25

Граж-данс-кий прос-пект 25

Соборная площадь, Смоленский собор, церковь А. Невского, памятники

105

7500000

71429

109

7200000

66055

300000

5374

7,5

7

Гранд парк

Белго-родс-кий прос-пект, 114

Центральный парк им. Ленина

104

5472000

52615

105

5264000

50133

208000

2482

4,7

8

Архи-ерейс-кая роща

улица Горь-кого, 54Б

парк “Архиерейская роща”, церковь

100

4536000

45360

101

4500720

44562

35280

798

1,8

9

Пар-ковая 8

Пар-ковая улица 8

Центральный парк им. Ленина, ДК Энергомаш

110

6300000

57273

108

5650000

52315

650000

4958

8,7

10

Вокза-льная 26а

Вокза-льная улица, 26А

Филармония

95

4950000

52105

94

4600000

48936

350000

3169

6,1

11

Париж

Харь-ковс-кая улица, 3

парк Победы, р. Везелка, музей-диорама «Огненная дуга»

78

5200000

66667

72

4400000

61111

800000

5556

8,3

 

 

 

 

Таблица 2

Рейтинг привлекательности видов из окон новостроек г. Белгорода

№ п/п

Наименование ЖК

Масштаб-ность вида

Современность / технологичность вида

Видовое разнооб-разие

Эмоционально-цветовая характеристика

Привлека-тельность вида, %

1

Империал

5

4

5

5

96

2

Гостенский

4

4

4

3

77

3

Уютный

3

4

3

3

64

4

Шаландина 5а

4

3

2

4

65

5

Флагман

4

5

3

5

81

6

Гражданский проспект 25

5

3

4

3

81

7

Гранд парк

4

3

3

3

67

8

Архиерейская роща

3

2

2

4

53

9

Парковая 8

5

3

4

5

86

10

Вокзальная 26а

3

4

5

2

73

11

Париж

4

4

5

4

86

Удельные веса

0,37

0,21

0,28

0,14

∑=1

 

Результаты вычислений свидетельствуют о минимальном влиянии фактора эмоционально-цветовой характеристики на стоимость видовых параметров. Эксперты объясняют данную ситуацию неоднозначностью и субъективностью индивидуальных предпочтений покупателей квартир. Наибольшую значимость приобрел фактор масштабности вида, практически равное значение имеют факторы технологичности и видового разнообразия.

Согласно полученным данным построена парная линейная регрессия зависимости процентной надбавки к стоимости жилой недвижимости за вид из окна и привлекательностью вида (рис. 1).

 

Рис. 1. Удельная цена видовых характеристик квартиры на основе привлекательности вида

 

 

Выводы. В результате проведенного анализа были сделаны следующие выводы:

– усредненное превышение стоимости видовой жилой недвижимости над типовыми квартирами в историческом центре города составляет 7,5 %, вблизи парков и лесных массивов – 5,9 %, с видом на городскую панораму – 9,0 % в текущих рыночных условиях г. Белгорода;

– надбавка к стоимости жилой недвижимости за вид из окна прямо пропорциональна привлекательности вида, являющейся производной функцией от четырех факторов привлекательности, таких как градостроительный, эстетический, эмоциональный и прочие, формирующих цену предложения;

– рост привлекательности видовых характеристик на 4–5 % влечет увеличение к стоимости недвижимости на 1 %;

– наибольшая удельная цена вида из окна достигается при сочетании многообразия аттракторов: природные пейзажи, исторические объекты, городская панорама и т.д. Для г. Белгорода объектами с богатым визуальным обзором выступают квартиры на верхних этажах жилого комплекса «Париж», где в отдельных случаях надбавка к стоимости вида из окна в общей стоимости объекта составляет до 12 % [17];

Таким образом, представленный количественный анализ по категориям позволяет девелоперу осуществлять эффективное управление градостроительным потенциалом территории и стратегией рыночного продвижения объектов жилой недвижимости.

References

1. Abakumov R.G., Oberemok M.I. Analytical review of methodological tools in the sales comparison method. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov, 2017, no. 3, pp. 182-191.

2. Shcherbakova M.I., Naumov A.E., Avilova I.P. To a question of rational structure of territories infrastructure of individual housing construction. In the collection: International scientific and technical conference of young scientists of BSTU named after V.G. Shukhov. Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, 2016, pp. 5377-5382.

3. Oberemok M.I. Efficiency of investment of individual housing development taking into account complexity of the territory development. In the collection: International student construction forum - 2016 (to the 45th anniversary of chair of construction and municipal services): electronic collection of reports, 2016, pp. 913-919.

4. Oberemok M.I. Optimization of expenses on infrastructure equipment of territories for individual housing construction. In the collection: International student construction forum - 2016 (to the 45th anniversary of the Department of construction and municipal services): electronic collection of reports, 2016, pp. 905-912.

5. Oberemok M.I. Transport accessibility of the territory of individual housing construction as a pricing factor in the land market. In the collection: International student construction forum - 2016 (the 45th anniversary of the Department of construction and urban management): electronic collection of reports, 2016, pp. 920-926.

6. Eddie C.M., Hui C.K., Chau Lilian Pun M.Y. Law. Measuring the neighboring and envi-ronmental effects on residential property value: Using spatial weighting matrix. Building and Environment, vol. 42, issue 6, june 2007, pp. 2333-2343.

7. Jim Wendy C.Y., Chen Y. Value of scenic views: Hedonic assessment of private housing in Hong Kong. Landscape and Urban Planning. Volume 91, Issue 4, 30 July 2009, pp. 226-234.

8. Rachel Kaplan. The Nature of the View from Home: Psychological. Benefits. Environment and Behavior, 2001, vol 33, issue 4.

9. Ian D Bishop, Eckart Lange, Alani Mu-hammad Mahbubul. Estimation of the Influence of View Components on High-Rise Apartment Pricing Using a Public Survey and GIS Modeling. Environment and Planning B: Urban Analytics and City Science, Vol. 31, Issue 3, 2004.

10. Roger S. Ulrich. Visual landscapes and psychological well-being. Landscape Research Journal, 2007, pp. 17-23,

11. Leifer L.A., Krainykovo T.V. Directory of real estate appraiser 2018. The Apartment. Nizhny Novgorod, 2018.

12. RuTraveller. Attractions of Belgorod. Available at: https://www.rutraveller.ru/resort/1872 (accessed 21.01.2019).

13. Transyuzhstroy PGS. Available at: https://tus-pgs.ru (accessed 21.01.2019).

14. VEGA, OOO. Available at: http://bel-vega.ru (accessed 21.01.2019).

15. Cyanogen. Real estate base in Belgorod. Available at: https://belgorod.cian.ru (accessed 21.01.2019).

16. World apartments-real estate in Belgorod and the region. Available at: https://www.mirkvartir.ru (accessed 21.01.2019).

17. Survey data from the real estate agencies in Belgorod: “My city”, “Dolphin”, “Zhiltrest”, “Vertical”.


Login or Create
* Forgot password?