ECONOMIC SECURITY OF THE STATE IN THE LIGHT OF REALIZATION OF ONE OF THE DIRECTIONS OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITY: PREVENTION AND DETECTION OF CRIMES IN THE SPHERE OF RAILWAY TRANSPORTATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes current problems of prevention, detection and detection of crimes at railway transport facilities, and focuses on their special significance in the system of economic security of the Russian Federation. The authors also note that thefts, disruptions in traffic violations automatically strike another sector of the economy, which can lead to serious negative consequences for the entire economic security of the state. The objects of railway transport are among the sources of increased danger and unauthorized interference in this area leads not only to a malfunction in the operation of the transport system, but may also threaten man-made disasters. The focus of the author's attention is the problems of organization of interaction between security services of enterprises and subdivisions of internal affairs bodies in the detection and disclosure of crimes in the sphere of rail transportation, the reasons and conditions for the commission of crimes and their deterministic factors are examined. Also, the authors note that the need for interaction is due to the generality of the object of impact, the unity of tasks, as well as the difference in forces, means and methods, and at the same time, the objective necessity of autonomous performance of functions by each of the elements of the system.

Keywords:
rail transportation, cargo, theft, economic security, transport police, crime prevention
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. Железнодорожный транспорт – один из наиболее востребованных и распространённых в экономическом отношении в Российской Федерации. Важность и актуальность предупреждения совершения преступлений в сфере железнодорожных перевозок обусловливается ее особым значение в системе безопасности страны. Железнодорожные перевозки являются частью транспортной инфраструктуры страны, которая обеспечивает ее интеграцию в мировую экономику. В современных условиях транспорт трансформируется в сферу активного внедрения высоких технологий, несанкционированное вмешательство в которую ведет не только к сбою в работе транспортной системы, но и угрожает катастрофами техногенного характера [1]. Хищения, сбои в нарушении движения транспорта автоматически наносят удар и по другим отраслям экономики, что может привести к серьезным негативным последствиям для всей экономической безопасности государства.

Основная часть. Железнодорожные перевозки имеют свои криминологические особенности:

  • концентрация на пути следования железнодорожного транспорта товарно-материальных ценностей;
  • скопление людей на объектах железнодорожной инфраструктуры;
  • стремительное перемещение грузов, багажа и пассажиров в пространстве;
  • использование железнодорожного транспорта для перевозки предметов, изъятых из гражданского оборота;
  • объекты железнодорожного транспорта относятся к источниками повышенной опасности [2].

Перед структурами, в чью компетенцию входит борьба с преступными посягательствами на грузы, стоят задачи предотвращений преступлений на стадии их подготовки, раскрытия совершенных преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению. Как правило, подготовка и совершение преступлений в сфере железнодорожных перевозок достаточно хорошо конспирируется. Выявить и раскрыть такие преступления силами службы безопасности предприятий, которые действуют только гласными методами, практически невозможно. Безусловно, использование возможностей негласной деятельности необходимо лишь в тех ситуациях, когда иным путем решить задачи обнаружения и предупреждения преступлений не представляется возможным. Государство допускает применение против лиц, совершающих преступления, систему законных оперативно - разыскных мероприятий, более того обязали своих представителей (субъектов) осуществлять такого рода деятельность. Использование в борьбе с преступностью негласных оперативно-разыскных средств и методов, наряду с гласными, являются вынужденной защитной мерой общества и государства.

На современном этапе раскрытие преступлений – процесс многогранный и трудоемкий, требующий от правоохранительных органов не только профессионализма, оперативности, организованности, но и высокого уровня взаимодействия. Учитывая тот факт, что современная преступность не имеет территориальных границ и под ее контролем могут находиться объекты экономики самых различных отраслей, понятие территориальной или линейной сферы обслуживания должно выйти за рамки привычных представлений и принимать форму разведывательной деятельности, имеющей своей задачей сбор информации путем комбинированного применения сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Обеспечение сохранности грузов, перевозимых железными дорогами, борьба с преступными посягательствами на них являются приоритетными задачами в деятельности органов внутренних дел на транспорте.

Среди факторов, влияющих на эффективность противодействия данного вида преступлениям, наряду с другими причинами следует особо выделить малоэффективное взаимодействие. Совершенствование деятельности по раскрытию преступлений в сфере железнодорожных перевозок тесно связано с согласованной работой служб безопасности предприятий, сотрудников уголовного розыска и всех подразделений органов внутренних дел. Проблемы взаимодействия не новы, но по-прежнему актуальны [3]. К сожалению, на данный момент еще существует некоторая разобщенность в действиях территориальной и транспортной полиции в раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на грузы в сфере железнодорожных перевозок. В результате недостаточно четко организованного взаимодействия органы внутренних дел на транспорте не в полной мере используют все возможности для расскрытия преступления. Необходимость взаимодействия обусловлена общностью объекта воздействия, единством задач, а также различием сил, средств и методов и в то же время объективной необходимостью автономного выполнения функций каждым из элементов системы.

Кроме того, в процессе выполнения своих повседневных обязанностей по раскрытию преступлений, совершаемых против жизни, здоровья и собственности граждан, сотрудники уголовного розыска территориальных ОВД нередко получают информацию, свидетельствующую о признаках организованных преступных формирований не только общеуголовной направленности, но и совершающих преступления в сфере железнодорожных перевозок.

При установлении тесного взаимодействия между службами уголовного розыска транспортной полиции и территориальных ОВД, служб безопасности предприятий с учетом взаимных служебных интересов своевременно полученная информация способна оказать эффективную помощь им в этом направлении. Например, очень часто возникает острая необходимость в организации своевременной передачи информации о совершенном или подготавливаемом преступлении для задержания преступника при убытии его с объекта железнодорожного транспорта оперативными работниками территориальных органов на указанных остановочных пунктах. В свою очередь информация, поступающая в оперативные подразделения транспортной полиции в процессе изучения криминологической обстановки на объектах железнодорожного транспорта, служит ориентиром определения приоритетных направлений оперативно-разыскной деятельности сотрудников уголовного розыска территориальных органов внутренних дел [4].

Организация взаимодействия на приоритетных направлениях оперативной деятельности между транспортными подразделениями и аппаратами уголовного розыска осуществляется на двух уровнях.

На первом уровне (Главков и управлений МВД России) обеспечивается:

  • организация крупномасштабных оперативно-профилактических операций, координации сил и средств, при их проведении;
  • создание единых банков данных оперативной информации.

На втором уровне (МВД, ГУВД, УВД, УВДТ субъектов Российской Федерации):

  • совместное планирование мероприятий и обмен аналитическими наработками о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемых территориях;
  • разработка и проведение целевых оперативно-розыскных мероприятий;
  • обеспечение наиболее эффективного использования возможностей оперативного состава и негласного аппарата ОВД в предотвращении и раскрытии экстерриториальных преступлений.

Планироваться такие мероприятия должны на всех уровнях системы транспортной полиции, начиная с ГУТ МВД России и заканчивая индивидуальным планированием оперативных сотрудников.

Сотрудники уголовного розыска, в чью компетенцию входит борьба с преступными посягательствами на грузы, проводит оперативно-розыскные мероприятия, направленные на предотвращение преступлений, проводят по трем основным направлениям:

  • анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений и их устранение (общая профилактика);
  • выявление лиц, замышляющих или подготавливающих преступления (индивидуальная профилактика);
  • пресечение преступлений на стадии покушения [5].

Поскольку хищения грузов, как известно, зачастую маскируются под различные виды несохранных перевозок, то анализ данных о фактическом состоянии, несохранности грузов становится важной предпосылкой для профилактической работы.

Следует совершенствовать уже имеющиеся учеты, внедрять новые локальные и региональные информационно-поисковые системы с целью борьбы с преступными посягательствами на грузы.

С этой целью внимание оперативных сотрудников необходимо привлечь к статистической документации, предоставляемой службами безопасности предприятий, которая содержит в себе информацию о:

  • разъединение грузов от документов;
  • распределение несохранных перевозок и убытков от них по видам не сохранности;
  • несохранные перевозки по видам грузов;
  • размер выплаты убытков от несохранных перевозок.

Информацию о причинах преступлений и условиях, способствующих их совершению, транспортная полиция получает из различных источников. Таковыми являются:

  • материалы рейдовых проверок предприятий железнодорожного транспорта;
  • письма и заявления граждан, должностных лиц железнодорожного транспорта;
  • материалы расследования уголовных дел;
  • изучение положений, инструкций и других нормативных актов, регламентирующих деятельность должностных лиц предприятий железнодорожного транспорта;
  • материалы служебного расследования, в которых могут быть указаны и условия, способствующие хищениям;
  • внутренние акты и иные акты отбора проб, завеса тары уничтожения порченой продукции;
  • перевозочная документация - накладные, сертификаты и др., в которых имеются отметки о состоянии груза;
  • непосредственное ознакомление на месте с деятельностью администрации объектов железнодорожного транспорта;
  • подробные личные беседы с работниками, имеющими отношение к приему, обработке и отправке грузов и другие.

Условия, способствующие совершению преступлений, зависят от различных факторов.

Их возникновению в значительной мере способствуют:

  • недостатки в организации работы транспортных служб;
  • несвоевременное реагирование работников железнодорожного транспорта на информацию и представления правоохранительных органов [6];
  • упущения в организации патрульно-постовой службы, в расстановке сил и использовании оперативных средств аппаратами уголовного розыска;
  • отсутствие должного взаимодействия между транспортными и территориальными органами внутренних дел;
  • недостатки в оперативной работе;
  • отсутствие надлежащего оперативного учета за лицами, представляющими оперативный интерес;
  • несвоевременный обмен информацией с другими линейными подразделениями и территориальными ОВД;
  • низкий уровень оперативного мастерства у отдельных сотрудников уголовного розыска;
  • слабый контакт с частными охранными предприятиями и службами безопасности предприятий, несущих службу на объектах железнодорожного транспорта.

Выводы. Резюмируя изложенное в настоящей статье, констатируем, что необходимо совершенствовать механизмы профилактики и борьбы с преступностью на объектах железнодорожного транспорта. Необходимо выстроить систему, которая бы, с одной стороны, осуществляла целенаправленный поиск и надежное распознавание угроз на объектах железнодорожного транспорта и проводила необходимые профилактические мероприятия, с другой, четко и быстро реагировала на внештатные ситуации криминального характера. Достичь этого можно только в результате тесного взаимодействия между всеми субъектами обеспечения безопасности (подразделениями уголовного розыска, частными охранными организациями, службами безопасности предприятий), в результате которого осуществляется:

наиболее полный контроль за сохранностью перевозимых железнодорожным транспортом товарно-материальных ценностей по всей цепочке их транспортировки «отправитель - перевозчик - получатель» [7];

оперативный обмен информацией (о состоянии безопасности железнодорожной инфраструктуры, розыске лиц, похищенного имущества и т.д.).

Необходимость взаимодействия обусловлена общностью объекта воздействия, единством задач, а также различием сил, средств и методов и в то же время объективной необходимостью автономного выполнения функций каждым из элементов системы. Наступательность и планомерность этой деятельности является залогом предотвращения преступлений на стадии их подготовки, раскрытия совершенных преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению.

References

1. Moshkova R.A. Criteria of the system of economic security management of a railway transport enterprise. Economy: yesterday, today, tomorrow, 2016, no. 6, pp. 68-83.

2. Dubovoi I. P. Crime on the railway transport and its prevention: the abstract of the dis. Candidate of Juridical Sciences: 12.00.08. Saratov. 2007. 22 p.

3. Servatovsky A.V. Economic security of railway transport in conditions of reform. Scientific and technical and economic cooperation of the APR countries in the 21st century, 2011, vol. 4, pp. 166-171.

4. Ivushkina O.V. Crimes in the field of freight traffic in rail transport and their prevention (based on the materials of the East Siberian Railway). Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016, no. 1 (76), pp. 45-52.

5. Magomedov M.M. Some Aspects of Operational-Investigative Activities for the Prevention of Crime Terrorist Attacks at Railway Transport Facilities. Education. The science. Scientific staff, 2017, vol. 2, no. 2, pp. 47-50.

6. Verekh S.L. Problematic issues of law enforcement practice in combating crimes that affect the state of transport security at railway transport facilities. In the book: Actual issues of transport safety, a collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. 2017, pp. 82-86.

7. Kalina A.N., Logvinov O.G., Prikhodko Y.V., Shamanin S.V. Prevention and disclosure of theft of material values carried by rail. Tutorial. Moscow: All-Russia Research Institute of the Ministry of the Interior. 2005.

8. Avdiysky V.I., Dadalko V.A., Sinyavsky N.G. National and Regional Economic Security of Russia: A Training Manual. M.: INFRA-M, 2017. 363 p.


Login or Create
* Forgot password?