Belgorod, Belgorod, Russian Federation
On the basis of the study authors propose methods of assessing the impact of non-profit organizations in the effective management of economic space in the region. It proved the interconnection and interdependence of the development process of non-profit organizations and the implementation of sustainable economic regional development, which are an indicator of the effectiveness - indicators to measure the impact of non-profit organizations in the management of multi-vector economic space in the region and the quality of life. A methodological tools of research assessing the impact of non-profit organizations in the effective management of economic space in the region. The authors prove the usefulness of techniques that develop logic justified refinement socio-economic content of the participation of non-profit organizations to effectively manage through the concept Actor trilateral cooperation as a system of relationships between actors (government, business and non-profit organizations), the implementation of which is able to bring to each of the subjects of economic benefits . It shows the sequence of the development of methodology for assessing the impact of non-profit organizations in the effective management of economic space in the region. The author´s method uses a deterministic multiplicative factor model based on the calculation of the geometric mean. As-sessment of the participation of non-profit organizations in the development of economic space in the region, first of all, based on the determination of the effects of the participation of non-profit organizations in the management of economic space and their impact on the development of the territories.
non-profit organizations, regional economic development, assessment methodology, dynamic assessment indicators, integrated evaluation indices, economic indices, economic efficiency
Введение. Изучение особенностей и условий влияния деятельности некоммерческих организаций (НКО) на результаты экономического развития региона приобретают значимую роль при разработке программных мероприятий устойчивого регионального развития на долгосрочную перспективу [1; 2]. В современных условиях развития региональной экономики, когда влияние факторов часто носит агрессивно-негативный характер, что сопровождается стагнацией производства, уменьшением доходов и сокращением занятости большей части населения, сокращением доходной части бюджетов всех уровней оценка участия некоммерческих организаций в эффективном управлении экономическим пространством региона приобретает все большее практическое значение [3]. Новая содержательная нагрузка на НКО в рамках повышенного внимания к их деятельности со стороны органов государственной власти, частично обоснованная геополитической турбулентностью, вызывает необходимость теоретико-методологического обоснования инструментария оценки влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона [4].
Методика. Общеметодологическим основанием для исследования явились структурно-функциональный, диалектический, синхронно-сравнительный, системный анализ с моделированием экономических процессов, монографический, индексный, группировок и расчетно-конструктивный методы. Из специальных методологических подходов использовались социологический и синергетический, системный подход в его субъектно-объектном и функционально-структурном аспектах многовекторного участия НКО в управлении экономическим пространством региона и деятельностный подходы. При изучении и обобщении родственных и похожих явлений применялись методы анализа. Для моделирования индикативной оценки участия НКО в эффективном управлении экономическим пространством используется метод функционального моделирования. Применение методологии, характеризуется использованием структурного и процессного подходов как научных методов познания процесса формирования, реализации и организации участия НКО в управлении экономическим пространством региона. Информационной базой исследования стали статистические данные в сфере НКО, отечественная и зарубежная правовая, нормативно-методическая и экономическая литература в сфере управления НКО, юридические базы данных, законодательные акты России в области НКО, отечественные и зарубежные информационные ресурсы Интернет и др.
Основная часть. Критический анализ литературных источников по исследуемой проблеме [5; 6; 7] позволил сделать вывод о том, что инструментарий, предназначенный для оценки участия НКО в эффективном управлении экономическим пространством региона, представлен ограниченным количеством методик и методических подходов. В подавляющем большинстве методик их авторы исходят из закономерной взаимосвязи проявления гражданской инициативы через развитие институтов гражданского общества, оцениваемое деятельностью и государственной поддержкой социально ориентированных некоммерческих организаций и основных показателей социально-экономического развития территорий.
Не отвергая указанной взаимосвязи, в развитие методического инструментария исследования оценки влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона целесообразно использовать методику, логика разработки которой обосновывается уточнением социально-экономического содержания участия НКО в эффективном управлении через понятие акторного трехстороннего взаимодействия как системы отношений между субъектами (государством, бизнесом и НКО), реализация которых способна приносить каждому из субъектов конкретные результаты и выгоды экономического, социального и политического характера.
Развитие регионального экономического пространства детерминирует изменение степени и качества взаимодействия некоммерческих организаций с бизнес-сообществом и органами государственной власти, происходящее вследствие проявления как чисто «рыночных» факторов (в данном случае они предстают как объективная реальность), так и вследствие изменений региональных условий развития производственных сил и отношений, формирующихся во всей совокупности отраслевых сегментов. Оценка участия некоммерческих организаций в развитии экономического пространства региона основана на определении эффектов от участия НКО в управлении экономическим пространством и их влияния на развитие территорий (способность увеличивать создаваемый валовой внутренний продукт; обеспечивать динамичное повышение качества жизни населения, стимулировать трудовую миграцию населения; расширять социально-экономическое пространство).
Последовательность разработки и апробации методики оценки влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона описывается следующей схемой (рис. 1).
Исследовательская гипотеза разработки методики оценки влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона заключается в исследовании региональной бизнес-среды, изменение которой, в том числе, сопряжено с разной степенью интенсивности влияния некоммерческих организаций на региональное бизнес-сообщество. Механизмом влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона выступает соотношение совместно реализованных бизнес-проектов с участием НКО к общему числу предпринимательских инициатив, оцененных в увеличении создаваемого валовой регионального продукта.
Отсюда задача разработки методики состоит в создании инструмента оценки сбалансированности участия НКО в управлении развитием экономического пространства региона, отражающую его характер и направленность влияния. Целевым назначением предлагаемой методики мы определяем ее прикладное использование в аналитической практике исследования эффективности управления экономическим пространством региона, что потребует апробации методики на примере совокупности регионов с относительно равными условиями объема государственной финансовой поддержки НКО, объема средств, представленных СОНКО в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и наличия в регионе некоммерческих организаций – «ресурсных центров», оказывающих образовательные и консультационные услуги, методическую поддержку СОНКО.
Субъектами использования методики, на наш взгляд, могут выступать как региональные структуры исполнительной власти, так и структуры государственного управления федеральным округом, функционалом которых является регулирование отбора стратегических приоритетов и направлений по развитию институционального обеспечения реализации государственной политики в сфере регулирования деятельности НКО [8; 9].
1. Формулировка исследовательской гипотезы и цели разработки методики |
2. Определение задач применения методического инструментария, объекта и субъекта использования методики |
4. Алгоритмизация оценочных процедур |
4.1. Выделение, классификацию и ранжирование индикаторов |
3. Конкретизация методологических положений оценки развития экономического пространства региона. Определение типологии участия НКО в управлении, отражающую его характер и направленность влияния |
4.2. Формирование исходного массива данных для проведения оценки |
4.3. Расчет динамических показателей оценки |
4.4. Расчет индикативных показателей оценки |
4.5. Визуализация результатов оценки |
5. Апробация методики |
5.1. Выбор и обоснование объекта апробации методики |
5.2. Выполнение оценочных процедур |
5.3. Графическое представление отклонения интегрального показателя развития экономического пространства региона, и формулировка выводов о характере участия НКО в управлении развитием экономического пространства региона |
управления экономическим пространством региона
Базовым методологическим принципом для разработки методики оценки влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона определен принцип детерминизма, суть которого сводится к постановке, решению экономических задач, при котором их условия формулируются с полной определенностью, без учета факторов неопределенности.
Соблюдение требования определенности условий, согласно выше приведенной постановке исследовательской задачи, обеспечивается объективной экономической закономерностью, заключающейся в зависимости региональной бизнес-среды от интенсивности влияния НКО на региональное бизнес-сообщество. Развитие региональной бизнес-среды в данном случае предстает как детерминанта – фактор, способный оказывать влияние на экономические процессы, отношения [10]; конкретный фактор, который порождает явление, обуславливает его [11].
Результаты оценки влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона должны отвечать критерию достоверности, а, следовательно, в методике необходимо использовать количественно измеримые показатели, позволяющие избежать проявления фактора субъективизма.
Из-за существования значительных региональных различий в типологии участия НКО в управлении, отражающую его характер и направленность влияния некоммерческих организаций на региональное экономическое пространство, сравнение абсолютных его измерителей априори будет непоказательным, что оправдывает выбор показателей в их относительном выражении. В нашем случае предпочтительной является индексная форма представления темпов динамики развития региональной бизнес-среды, оцененных в увеличении создаваемого валового регионального продукта, что вытекает из требования упрощения расчетных процедур, имеющего важное значение для аналитической практики.
Приведение показателей методики к единообразной форме выражения позволит обеспечить правильный выбор детерминированной модели для расчета интегральных показателей динамики влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона: аддитивной, кратной, мультипликативной, адекватно отражающих функциональные зависимости между исходными показателями.
В нашей авторской методике целесообразно использовать детерминированную мультипликативную факторную модель, основанную на расчете средней геометрической:
ЭПРг = nÖ ЭПРХi = nÖ Хi1 * Хi2 …* Хin (1)
где: Хi1, Хi2, Хin – частные показатели оценки в группе, по направлениям оценки развития региональной бизнес-среды; n – количество показателей в группе.
Уточнение методологических положений оценки влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона требует алгоритмизации оценочных процедур. В состав этих процедур, как было показано на рисунке 1, авторы, прежде всего, включают: 1) выбор и обоснование показателей оценки; 2) формирование исходного массива данных для проведения оценки; 3) расчет динамических показателей оценки; 4) расчет интегральных показателей оценки; 5) визуализацию результатов оценки.
Поскольку информационным источником для формирования исходных показателей определена официальная статистическая отчетность Росстата, авторы считают правомерным использование комплекса содержащихся в ней основных показателей состояния влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством (табл. 1).
Показатели, приведенные в таблице, имеют разные единицы измерения, но это, на наш взгляд, не является препятствием для их использования при построении интегральных показателей. В оценке влияния НКО на эффективность управления экономическим пространством региона мы предлагаем использовать индексную форму, нивелирующую влияние фактора «разноизмеримости» показателей.
Прикладной характер предлагаемой методики, как и любой другой методики, требует ее проверки на предмет возможности использования в практике аналитических исследований.
Выводы.
Предложенные направления, методика, типология участия НКО в управлении и соответствующий инструментарий определения эффектов от участия НКО в управлении экономическим пространством позволят в режиме транспарентности получать заинтересованными субъектами (государством, бизнесом и др.) объективные независимые оценки, создавать аналитические отчеты, которые будут способствовать разработке стратегических направлений по обеспечению динамичного повышения качества жизни населения, совершенствованию взаимодействия между органами власти и НКО, бизнесом и НКО, расширению социально-экономического пространства региона [13; 14;15].
Предложенный методический инструментарий комплексной оценки участия НКО в эффективном управлении экономическим сегментом позволит учитывать социально-экономический и политический характер влияния и объективно применять алгоритм оценки территорий по уровню и характеру участия НКО в управлении экономическим пространством региона.
Предложенный аппарат моделирования индикативной оценки участия НКО в эффективном управлении экономическим пространством позволит учитывать и устанавливать зависимость динамичной устойчивости развития экономического пространства от плотности и степени агрессивности вмешательства НКО.
Предложенный алгоритм отбора стратегических приоритетов и рекомендации по развитию институционального обеспечения реализации государственной политики в сфере регулирования деятельности НКО позволят на безкоррупционной платформе выстроить алгоритм взаимосвязанных этапов:
1 этап – взаимосогласованность стратегических целей и задач развития НКО;
2 этап – учет экономических эффектов от участия НКО в управлении экономическим пространством региона;
3 этап – формирование экономических механизмов качественного вовлечения НКО в развитие экономического пространства региона;
4 этап – согласование государственных, региональных и общественных интересов по развитию экономического пространства при реализации социально-экономической стратегии развития Белгородской области.
Таблица 1
Показатели оценки влияния НКО на эффективность управления экономическим
пространством региона
Направление оценки |
Показатели оценки |
|
Субсидии, предоставленные СОНКО (социально ориентированные некоммерческие организации) |
Субсидии, предоставленные СОНКО, в том числе: субсидии СОНКО, предоставленные на конкурсной основе |
|
Объем средств, представленный СОНКО в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 44-ФЗ) |
|
|
Объем средств, представленный СОНКО в рамках Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – закон № 442-ФЗ) |
||
|
|
|
|
|
|
Предоставление СОНКО налоговых льгот, в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации |
Размер предоставляемой льготы по налогу на прибыль организаций социально ориентированным некоммерческим организациям (в процентных пунктах от максимальной ставки) |
|
Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, применяющих льготу по налогу на прибыль организаций |
|
|
Объем выпадающих доходов бюджета субъекта Российской Федерации при предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций социально ориентированным некоммерческим организациям |
|
|
Размер предоставляемой льготы по налогу на прибыль организаций юридическим лицам, осуществляющим пожертвования СОНКО (в процентных пунктах от максимальной ставки) |
|
|
Количество юридических лиц, осуществляющих пожертвования СОНКО, применяющих льготу по налогу на прибыль организаций |
|
|
Объем выпадающих доходов бюджета субъекта Российской Федерации при предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций юридическим лицам, осуществляющим пожертвования СОНКО |
|
|
Размер предоставляемой льготы по налогу на имущество организаций юридическим лицам, осуществляющим пожертвования социально ориентированным некоммерческим организациям (в процентных пунктах от максимальной ставки) |
|
|
Количество юридических лиц, осуществляющих пожертвования социально ориентированным некоммерческим организациям, применяющих льготу по налогу на имущество организаций |
|
|
Объем выпадающих доходов бюджета субъекта Российской Федерации при предоставлении льготы по налогу на имущество организаций юридическим лицам, осуществляющим пожертвования социально ориентированным некоммерческим организациям |
|
|
Размер предоставляемой льготы по транспортному налогу социально ориентированным некоммерческим организациям (в процентных пунктах от максимальной ставки) |
|
|
Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, применяющих льготу по транспортному налогу |
|
|
Объем выпадающих доходов бюджета субъекта Российской Федерации при предоставлении льготы по транспортному налогу |
|
|
Размер предоставляемой льготы по налогу на имущество организаций юридическим лицам, осуществляющим пожертвования социально ориентированным некоммерческим организациям (в процентных пунктах от максимальной ставки) |
|
|
Количество юридических лиц, осуществляющих пожертвования социально ориентированным некоммерческим организациям, применяющих льготу по налогу на имущество организаций |
|
|
|
Количество заявок СОНКО на включение в реестр поставщиков социальных услуг [12] |
|
СОНКО-поставщики социальных услуг |
Количество СОНКО в реестре поставщиков социальных услуг |
|
Число СОНКО из реестра поставщиков социальных услуг, получивших государственный заказ в рамках закона № 442-ФЗ |
*Работа выполнена в рамках Гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям социально-экономического развития Белгородской области, поддержанных для финансирования из областного бюджета в 2016-2017 годах «Оценка участия некоммерческих организаций в эффективном управлении экономическим пространством региона» (проект № 16.6.9).
1. Roche J.C., Tirole J. Platform competition in two-sided markets. Journal of European Economic Association. 2003. № 1 (4). P. 990-1029.
2. Razvitie finansovo-ekonomicheskoy ustoychivosti rossiyskikh NKO. Analiticheskaya zapiska.. Agentstvo sotsial´noy informatsii. Moskva. 2013. S 51.
3. Transformatsiya sotsial´no-ekonomicheskikh podsistem grazhdanskogo obshchestva kak instrument ustoychivogo regional´nogo razvitiya / Tret´yakova L.A., Tselyutina T.V., Astakhov Yu.V., Guseva T.S., Kulikova O.V., Podvigaylo A.A., Semchenko I.V., Tyurikov A.G., Tyurikov R.A.. monografiya / pod obshchey redaktsiey L.A. Tret´yakovoy i T.V. Tselyutinoy. Ul´yanovsk, 2016. 242 s.
4. Sotsial´noe partnerstvo i razvitie institutov grazhdanskogo obshchestva v regionakh i munitsipalitetakh. Praktika mezhsektornogo vzaimodeystviya: prakticheskoe posobie / pod red. A.E. Shadrina, zamestitelya direktora Departamenta strategicheskogo upravleniya i byudzhetirovaniya Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF. M.: Agentstvo sotsial´noy informatsii, 2010. S. 508.
5. McGlenahen J.S. 15 survival strategies for new millenium. Industry Week, 2009, v. 241, № 17. Pp. 22-32.
6. Perspektivy NKO v kachestve postavshchikov obshchestvennoy pol´zy. Svodnyy analiticheskiy otchet// Issledovatel´skaya gruppa TsIRKON. Moskva, 2013. S.88.
7. Itogovyy otchet o vypolnenii rabot po monitoringu realizatsii meropriyatiy po podderzhke sotsial´no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsiy v sub´´ektakh Rossiyskoy Federatsii. Tsentr grazhdanskogo analiza i nezavisimykh issledovaniy (GRANI). Perm´, 2015. S. 509.
8. Tret´yakova L.A., Tselyutina T.V. Zavisimost´ ustoychivosti regional´nogo razvitiya ot transparentnosti funktsional´nogo predstavitel´stva institutov grazhdanskogo obshchestva. Natsional´nye interesy: prioritety i bez-opasnost´. 2015. № 48 (333). S. 2-16.
9. Mersiyanova I.V., Yakobson L.I. Negosudarstvennye NKO: institutsional´naya sreda i effektivnost´ deyatel´nosti. M.: Izd. dom GU-VShE, 2007. S. 200.
10. Doroshenko Yu.A. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy formirovaniya sistemy regional´nogo upravleniya s ispol´zovaniem pokazateley otsenki ekonomicheskogo potentsiala. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava. 2005. №2. S. 127-131.
11. Bukhonova S.M., Doroshenko Yu.A. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. 2006. №11. S. 16.
12. Avilova Zh.N. Sistema kadrovogo obespecheniya innovatsionnogo razvitiya ekonomiki regiona. Vserossiyskiy zhurnal nauchnykh publikatsiy. 2011. S. 49.
13. Tret´yakova L.A., Tselyutina T.V., Podvigaylo A.A., Sapryka V.A. Instituty grazhdanskogo obshchestva kak instrument ustoychivogo regional´nogo razvitiya. Regional´naya ekonomika: teoriya i praktika. 2015. № 32 (407). S. 18-31.
14. Podvigaylo A.A., Tselyutina T.V. Problema formirovaniya grazhdanskogo obshchestva v rossiyskoy federatsii v kontekste mirovykh tendentsiy razvitiya obshchestvennykh institutov. Nauchnyy vzglyad v budushchee. 2016. T. 5. № 1 (1). S. 4-11.
15. Guzairov V.Sh. Sotsiologiya i psikhologiya upravleniya: uchebnoe posobie dlya studentov vsekh spetsial´nostey / V. Sh. Guzairov, I. V. Savenkova; Federal´noe agentstvo po obrazovaniyu, Belgorodskiy gos. tekhnologicheskiy un-t im. V. G. Shukhova. Belgorod, 2009.